Бюджетные приоритеты США: дипломатия или военная мощь?

  • Шарон Бен
На дипломатические программы в проекте бюджета выделено в 10 раз меньше средств, чем на военные

В предложенном президентом Обамой федеральном бюджете на общую сумму 4 триллиона долларов предусмотрено 50 миллиардов долларов на дипломатические и гуманитарные усилия во всем мире. При этом аналитики обращают внимание, что это лишь десятая часть средств, выделенных Министерству обороны.

Средства, выделенные на дипломатию и помощь иностранным государствам в президентском проекте бюджета на 2016 год, составляют всего один процент от общей суммы расходов.

Как заявила в понедельник заместитель Госсекретаря по управлению ресурсами Хизер Хиггинботтом, Вашингтон должен удостовериться, что в бюджете достаточно средств, чтобы поддерживать позицию Америки как мирового лидера и обеспечивать необходимые рычаги влияния.

«Наша бюджетная заявка отражает, сколько средств необходимо, чтобы США сохраняли активную вовлеченность в многочисленных сферах, которые напрямую влияют на безопасность, благополучие и ценности американского народа», – подчеркнула она.

Большая часть средств, запрошенных на дипломатические усилия и программы помощи, связана с решением как новых, так и давних проблем в области национальной безопасности, обязательствами перед союзниками и партнерами, предотвращением конфликтов, нераспространением ядерного оружия и глобальной миротворческой деятельностью.

По словам Хиггинботтом, еще 7 миллиардов было запрошено на проведение работ в нештатных ситуациях за рубежом, требующих немедленных и чрезвычайных мер в области безопасности.

«Эти средства пойдут на ключевые программы и операции в Афганистане, Пакистане и Ираке, а также на чрезвычайные расходы, связанные с борьбой с ИГИЛ, урегулированием конфликта в Сирии и оказанием поддержки Украине», – поясняет она.

Как рассказала Хиггинботтом, бюджетная заявка предусматривает шестипроцентное повышение по сравнению с прошлым годом. Однако старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Дженнифер Харрис отмечает, что вся доля Госдепартамента в федеральном бюджете составляет менее 10 процентов от того, что запросило Министерство обороны.

По ее мнению, это соотношение несовместимо с угрозами и проблемами, с которыми США сталкиваются в современном мире:

«Я не уверена, что самые серьезные вызовы, с которыми США сталкиваются сейчас в мире, носят преимущественно военный характер, поэтому выделять на 90 процентов средств больше на военную технику, когда мы и так являемся в этой области безусловным лидером, представляется не самым разумным вложением».

Президент Обама не раз отмечал, что проблемы в Афганистане, Сирии, Ираке и других регионах, где происходят конфликты, не могут быть решены только за счет военной мощи.

Однако Харрис также предупреждает, что простое увеличение финансирования Госдепартамента не обязательно решит проблему. По ее словам, в прошлом причиной упущенных возможностей не раз становились бюрократические препоны и споры с Конгрессом.

«Предусмотренная гибкость в плане того, как Госдепартамент или Министерство обороны могут распоряжаться этими средствами, не менее, если не более важна, чем сами суммы», – говорит она.

Президент Обама, как ожидается, встретит резкое сопротивление со стороны законодателей по ряду пунктов своего проекта бюджета, когда возглавляемый республиканцами Конгресс начнет голосовать по конкретным цифрам.