Союзное государство России и Беларуси: сценарии

  • Анна Плотникова

Президент России Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече в Кремле. 25 декабря 2018 г.

Белорусские эксперты видят ряд угроз национальной безопасности, но отмечают, что элита страны не заинтересована во вхождении в состав России

Одной из наиболее обсуждаемых внешнеполитических тем в конце минувшего года стало возможное поглощение Беларуси Россией путем создания так называемого «союзного государства».

И, судя по всему, данный сюжет имеет все шансы остаться в центре внимания на обозримую перспективу. Во всяком случае, в первые дни наступившего 2019 году появилось несколько новых публикаций о «присоединении» Беларуси к РФ по «крымскому сценарию». Так, “Bloomberg” поместил материал под названием «Пенсионный план Путина зависит от Беларуси». В этой статье, перепечатанной на сайте «Белорусский партизан», говорится, что выход на пенсию в 2024 году для российского крайне нежелательный вариант: «Путин никогда не может быть уверен в каких-либо гарантиях личной безопасности, которые могли бы быть предоставлены его преемником».

В то же время включение Беларуси в состав России в рамках существующего пока только на бумаге «союзного государства» несет Путину очевидные выгоды. Например: «мирное воссоединение с белорусами также может быть использовано как компенсация россиянам за недавний разрыв с некогда дружественной Украиной», - отмечает автор статьи в “Bloomberg”.

А американская газета “Washington Post” опубликовала на днях статью Энн Эпплбаум (Anne Applebaum) «Почему мир должен обратить внимание на путинский план по Беларуси». Здесь, в частности, говорится: «Теоретически две страны уже являются частью так называемого «Союзного государства Беларуси и России», и обе страны проводят совместные военные учения. Но после российского вторжения в Украину в 2014 году Лукашенко попытался защитить свою независимость и спроецировать другой образ своей страны, иногда игнорируя запросы России, проводя несколько независимую внешнюю политику».

Далее Энн Эпплбаум рассматривает «умеренную» модель поглощения меньшего государство большим, и «экстремальную версию», включающую «объявление нового политического образования, которым управляет один президент, предположительно тот, чье имя начинается с “В”».

По поводу нынешнего белорусского президента у автора статьи в “Washington Post” особых иллюзий нет: «Лукашенко оставался у власти все эти десятилетия, потому что он хорошо чувствует, откуда дует ветер. Если Россия сделает ему предложение, от которого он не сможет отказаться, он не окажет сопротивления».

В конце статьи Энн Эпплбаум предупреждает, что если Запад проявит равнодушие к экспансионистским устремлениям России, то Москва вполне вновь может стать «столицей полноценной империи, поглотившей множество стран».

Фактор белорусского казачества и храмов РПЦ МП в воинских частях

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попробовала узнать, как относятся к возможному вхождению в состав России в самой Беларуси.

По мнению независимого политического аналитика Романа Яковлевского, гражданского общества в Беларуси сейчас фактически нет. «На обыденном уровне эта тема затрагивается, но я бы не сказал, что ее обсуждают очень широко», – замечает эксперт.

Вместе с тем, по его словам ситуация развивается довольно динамично: «Буквально на днях российский посол в Беларуси Михаил Бабич, который также является спецпредставителем Путина по торгово-экономическим вопросам, посетил Жировичский монастырь. И сказал, что впредь посольство Российской Федерации в Беларуси будет оказывать всю необходимую помощь данному монастырю. И это можно понять, как усиления влияния России на весь белорусский экзархат, как на неотъемлемую часть Русской православной церкви московского патриархата», – подчеркивает Роман Яковлевский.

Помимо заметного оживления РПЦ МП в Беларуси собеседник «Голоса Америки» отмечает и активизацию так называемого белорусского казачества. «У нас есть соответствующее общественное объединение, зарегистрированное официально. Его главой является Николай Улахович, который даже был зарегистрирован кандидатом в президенты Беларуси. В прошлом году состоялся объединительный съезд российского казачества, где белорусы присутствовали в качестве гостей. Кстати, верховный атаман российского казачества утверждается указом Путина. И поскольку значительную часть этих “ребят” составляют отставные военные, то их вертикальная подчиненность Кремлю, безусловно, вызывает здесь озабоченность», – указывает белорусский политический аналитик.

Упомянув, что на территории воинских частей белорусской армии стоят храмы РПЦ МП, а предстоятель белорусской православной церкви является гражданином РФ, Роман Яковлевский заключает: «Лично я считаю, что декларируемое “Союзное государство России и Белоруссии является химерой”. Но в то же время все предпосылки для создания нового союзного государства уже прописаны и утверждены парламентами двух стран».

Продолжение политики «мир, дружба, жвачка» в обмен на дешевые энергоносители

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что защитить государственный суверенитет Беларуси должны. В первую очередь, сами граждане этой страны. «Если белорусы не мобилизуются и не поймут, что независимость является абсолютной ценностью, то никакие внешние мнения, вливания, интервенции и так далее не помогут. Поэтому, прежде всего, речь идёт о том, чтобы повысить сознание белорусов в случае опасности до такого уровня, чтобы ни Кремлю, ни “Газпрому”, ни Путину не пришло в голову даже начинать политические проекты, которые могли бы ограничить суверенитет нашей страны», – сказал Романчук в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Перейдя к личности президента Беларуси, эксперт напомнил, что Лукашенко более 20 лет «играл в различные интеграционные проекты». Причем, в первую очередь, в этих проектах было заинтересовано не население страны, а белорусские чиновники и кремлевские монополисты, которые пользовались российским бюджетом ради собственной выгоды. «Из-за того, что было много слов, но практически не было никаких действий, мы с Россией не имеем даже полноценной зоны свободной торговли, что является абсурдом для соседних стран с достаточно серьезным взаимным проникновением производственных циклов и процессов», – считает Романчук.

Как считают наблюдатели, в конце 90-х Александр Лукашенко надеялся войти в российскую политическую элиту, но с приходом к власти Путина все интеграционные процессы приобрели инерционный характер. «Безусловно, Лукашенко подписал тот договор, на который постоянно ссылаются Медведев и Путин, но в этом документе не была прописана практика его реализации. Так что Союзное государство – еще более рыхлая структура, чем СНГ. Из этого документа не следует создание наднациональных органов, в нем не прописаны механизмы принятия решений и вообще не согласовано практически ничего. И если Кремль будет ставить условием сначала создание наднациональных органов, а потом определенные схемы поставок энергоресурсов, это, безусловно, можно считать энергетическим шантажом», – продолжает он.

Ярослав Романчук рассказал также, что в последние дни в республике проводилось несколько социологических опросов относительно возможного слияния страны с Россией. «Около 70% за то, чтобы сохранить суверенитет, около 15% за то, чтобы стать частью России, а остальные хотели бы продолжить этот “сюжет” с Союзным государством: дайте нам дешевые энергоресурсы, а мы будем по-прежнему обещать вам мир, дружбу, жвачку.

Причем я знаю настроение национальной элиты – по правительству, по чиновникам, по крупному бизнесу – все категорически против того, чтобы входить в Россию либо шестью областями, либо единым федеральным округом. И хотел того Лукашенко, или нет, но за 25 лет в Беларуси сформировалось четкое представление о том, что мы должны быть независимыми и выстраивать свои отношения с соседними странами на основе дружбы и свободной торговли. Свободной торговли сейчас нету, дружба – есть, но я считаю, что в данной ситуации личная власть Александра Лукашенко совпадает с императивом сохранения независимости страны.

Поэтому мы можем обвинять его в том, что он не оправдал всех наших ожиданий, не диверсифицировал экономику. Но я сегодня не вижу ни с его стороны, ни со стороны министерства иностранных дел, Совета безопасности, правительства никаких шагов, которые бы означали, что эти люди готовы подписаться под сценарием Кремля», – заключает Ярослав Романчук.