Вашингтон обеспокоен грузинским законопроектом о регулировании НПО и СМИ

Тбилиси: акция протеста у здания парламента Грузии (архивное фото)

Госдепартамент констатировал, что в случае принятия он «заглушит независимые голоса граждан»

Вашингтон чрезвычайно обеспокоен возможным принятием в Грузии закона «О транспарентности иностранного влияния», так как он негативно повлияет на свободу слова в стране и может потенциально подорвать планы Грузии по евроатлантической интеграции. Об этом 16 февраля заявил официальный представитель Госдепа Нед Прайс.

Ранее стало известно, что грузинском парламенте зарегистрируют законопроекты о регулировании СМИ и неправительственных организаций. Инициатива принадлежит движению «Сила народа», состоящему из бывших членов правящей «Грузинской мечты», которые, несмотря на отделение от партии власти в июне прошлого года, продолжают оставаться в составе парламентского большинства.

По их словам, все субъекты, попадающие под понятие «агент иностранного влияния», будут обязаны декларировать свои финансовые доходы и расходы, что «внесет существенный вклад» в обеспечение национальной безопасности Грузии. При этом в случае СМИ, по словам депутатов, предложенные ими
правила «предотвратят распространение лжи», так как обеспечат государство правом «соответствующего реагирования».

«Предлагаемый закон заклеймит и заглушит независимые голоса граждан Грузии, которые стремятся создать лучшее будущее для своего общества. Мы считаем, что такой закон создаст потенциальную угрозу евроатлантической интеграции Грузии», — сказал официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс и добавил, что американская сторона поделилась своими опасениями в данной связи с представителями грузинского руководства.

Прайс назвал «заведомо ложными» утверждения авторов законопроекта насчет того, что при его разработке, они якобы руководствовались «американским опытом», в частности, действующим в США с 1938 года «Законом о регистрации иностранных агентов» (FARA).

«Этот законопроект, похоже, основан на аналогичном российском и венгерском законодательстве, а не на FARA или каком-либо американском законодательстве», — отметил Прайс.

Напомним, что американский «Закон о регистрации иностранных агентов» (FARA) был разработан до Второй мировой войны с целью предотвращения распространения в стране нацистской пропаганды. С тех пор он несколько раз менялся. В настоящее время он распространяется лишь на работу иностранных лоббистских организаций. При этом FARA не охватывает неполитический лоббизм.

В России с 2012 года действует законодательство со схожим названием, хотя данный правовой механизм, как показывает практика, используется для подавления свободы слова и ограничения работы организаций, неугодных властям, – например, таких, как российская НПО «Мемориал», которая занималась исследованием политических репрессий.

В правящей «Грузинской мечте» в ответ на заявление Неда Прайса сказали, что ничего из ряда вон выходящего в Грузии не происходит и что, к примеру, 13 февраля крупнейшая партия в Европарламенте – «Европейская народная партия» также предложила принять закон аналогичный американскому FARA с целью достижения большей транспарентности лоббистов, финансируемых из- за рубежа. Соответственно, как заявил депутат от партии власти Рати Ионатамишвили, ввиду «возросших рисков в регионе», как минимум, «будет интересно обсудить законопроект и выслушать аргументы». При этом он заверил, что свободе слова в Грузии ничего не грозит.

Председатель правящей «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе заявил, что он незнаком с российским законодательством, но, зная детали американского FARA, может сказать, что предложенный «Силой народа» документ «намного мягче, чем его американский вариант».

«Если речь о том, что этот законопроект непохож на американский, то надо уточнить и то, в чем же между ними отличие. На данном этапе я не могу выступать в качестве защитника этого закона, так как мы пока не сформировали в связи с ним конкретную позицию», —заявил Кобахидзе 16 февраля.

О незнании деталей российского закона об иноагентах заявили и в антизападной «Силе Народа», которая представила законопроект в парламенте.

«Мы никому ничего не ограничиваем. Наоборот, тут речь о демократии, о транспарентности. Я удивлен тем, что слышу такие оскорбительные заявления», — заявил депутат от «Силы Народа» Михеил Кавелашвили, комментируя заявление Неда Прайса.

Бывший омбудсмен Грузии Нино Ломджария считает, что законопроект «Силы Народа», с которым она, по ее словам, ознакомилась, «является схожим по сути с законами, придуманными и принятыми в путинской России» и что в мире законы такого типа воспринимаются как «действия по официальному оформлению авторитаризма».

Примечательно, что представители «Силы народа» покинули правящую партию под предлогом того, что в рядах партии власти они не могли «говорить правду». Как выяснилось, под «правдой» в данном случае подразумевались антизападная риторика, включая нападки на Келли Дегнан, посла США в Грузии, которую «Сила народа» обвиняет в якобы «ослаблении государственных институтов и усилении радикальной оппозиции», а также в координации попыток смены грузинской власти и в попытках «втянуть Грузию в войну» против России.

Вашингтон неоднократно высказывал обеспокоенность в связи с продолжающимися попытками некоторых грузинских политиков подорвать партнерство США и Грузии. В ответ на участившиеся нападки на посла США в Грузии руководитель пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс ранее подчеркнул, что дезинформация и персональные нападки на посла Дегнан или ее команду не соответствуют духу партнерства.

Сама Келли Дегнан квалифицировала антизападные и антиамериканские заявления депутатов из движения «Сила Народа» как «ложь и теорию заговора», а также как «пророссийскую дезинформацию».

Прозападная оппозиция Грузии называет «Силу народа» пророссийской силой, утверждая, что ее отделение от «Грузинской мечты» является фикцией и что реально «депутаты-раскольники» отражают позиции основателя партии – миллиардера Бидзины Иванишвили.