Россия накануне нанесла ракетные удары как минимум по 17 регионам Украины. Атакована критическая инфраструктура, в стране проводятся массовые отключения электроэнергии.
Соединенные Штаты решительно осуждают эти атаки, подчеркнул советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в специальном заявлении во вторник. Салливан также отметил, что США продолжат поддерживать Украину, предоставляя ей всё необходимое для самообороны.
Президент США Джо Байден, в свою очередь, направил в Конгресс запрос о выделении 37 миллиардов 700 миллионов долларов на помощь Киеву.
Масштаб ущерба, нанесенного Украине варварскими действиями российских военных, пока сложно оценить, учитывая то, что список разрушений пополняется ежедневно. По оценке Всемирного банка, сделанной в сентябре, речь может идти о 350 млрд евро.
Ранее Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой возложила на Россию ответственность за выплату репараций Украине.
За резолюцию проголосовали 94 из 193 членов ассамблеи, против 14 – стран, в том числе Россия, Беларусь, Китай, Куба, Иран и Зимбабве. Документ предлагает создание международного механизма подсчета и компенсации ущерба, нанесенного Украине в результате российской агрессии.
Российская сторона уже назвала осуждающие её действия резолюции «юридически ничтожными». Резолюции Генассамблеи ООН действительно не имеют обязательной юридической силы, однако они отражают мнение международного сообщества и имеют большой политический вес.
По словам главы офиса президента Украины Андрея Ермака, Россия заплатит сполна за все свои преступления.
Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале пригрозил в случае конфискации российских зарубежных активов «изымать средства и имущество частных инвесторов» из западных стран.
«Даже если отдать Киеву “Газпром” вместе со всеми потрохами и Миллером в придачу, денег на покрытие ущерба все равно не хватит»
Понятно, что резолюции ООН для путинской администрации – совершенно не указ, заметил экономический обозреватель, публицист Максим Блант. Тем не менее, на его взгляд, практические последствия решения по репарациям неминуемы и очевидны:
«Теперь у стран, которые весной заблокировали российские активы, появляется легальная возможность направить их на помощь Украине, к чему давно призывали на Западе, – пояснил собеседник «Голоса Америки». – Юридические механизмы в этом направлении прорабатывались США, Канадой, Великобританией, Францией, Германией и другими странами. Сейчас у них на руках веское основание для того, чтобы принять, наконец, необходимые меры».
Также Максим Блант отметил: парадокс в том, что, чем бы нынешняя война ни закончилась, восстановление того, что разрушено в Украине и продолжает разрушаться каждый день, все равно ляжет на плечи российских налогоплательщиков. По его словам, если Путин проиграет — а это наиболее вероятный сценарий — получится как с Германией после Второй мировой.
«При этом очевидно, что замороженных на Западе российских средств не хватит на покрытие понесенного Украиной ущерба, – продолжил он. – В начале сентября украинцы уже оценивали экономические потери более чем в 300 миллиардов долларов. А с 11 октября Москва начала целенаправленно уничтожать инфраструктуру и энергетику Украины. Теперь, даже если отдать Киеву “Газпром” вместе со всеми потрохами и Миллером в придачу, денег на покрытие ущерба все равно не хватит».
Этот вопрос на сегодня представляется неразрешимым, считает экономист: «Понятно, что Кремль не хочет заглядывать в завтрашний день, руководствуясь принципом «после нас хоть потоп». А расплачиваться придется будущим поколениям. И чем дольше продлится война, тем глубже страна погрузится в трясину. Возможно, повторится даже сценарий завершения не Второй мировой войны, а Первой, когда репарации были настолько непосильны для Германии, что привели к обрушению ее экономики, и в итоге к власти пришли национал-социалисты. В России такой вариант тоже вероятен», — резюмировал Максим Блант.
«Никакими компенсациями нельзя вернуть человеку утраченную жизнь и исправить искалеченные судьбы»
Само голосование на Генассамблее ООН носит больше моральный характер, полагает, в свою очередь, экс-министр экономики России, политик Андрей Нечаев. По его мнению, это форма осуждения действий Москвы в Украине
«Вместе с тем 93 страны четко высказали свою позицию по этому вопросу, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Да, резолюция не имеет обязательного характера, поэтому исполнить её автоматически невозможно. А дальше всё будет зависеть от позиции тех конкретных стран, в которых заморожены российские активы – первую очередь США, в банках которых находится львиная доля замороженных на Западе валютных резервов России. Власти этих стран могут юридически оформить это (репарации) через какие-то судебные процедуры или решения парламентов, а могут вообще ничего сделать. Что называется, поживем – увидим».
Вместе с тем, сколько будет стоить восстановление Украины, сегодня никто не знает, согласен Андрей Нечаев:
«Война еще не закончилась и разрушения продолжаются. Самое главное, что никакими компенсациями нельзя вернуть человеку утраченную жизнь и исправить искалеченные судьбы. Гуманитарный аспект, с моей точки зрения важнее и печальнее, чем экономический. Что касается объема российских замороженных централизованных резервов, то они оцениваются примерно в 300 миллиардов долларов. Еще есть арестованные активы российских олигархов сравнительно небольшие активы российских госкомпаний типа “Газпром”. Но тут, повторюсь, всё зависит от подхода властей западных стран и от того, как завершится война…» – заключил экс-министр.