Драгоценный камень: из недр земли к свету

Драгоценные камни добываются в разных уголках мира, но, наверное, самыми знаменитыми являются южноафриканские алмазы.

Вот уже много поколений люди опускаются в глубины недр, чтобы извлечь оттуда необработанные камни. Одно из таких мест – шахта Кулинан к северу от Йоханнесбурга.

Это изнурительный и зачастую опасный труд, правда, последние технические нововведения облегчили работу шахтеров.

Джордж Олуфсе проработал на шахте почти полвека. Теперь он приводит сюда посетителей:

«Сейчас в шахтах применяется гораздо больше техники, чем в мои времена. Вот, к примеру, возьмем эту шахту – раньше здесь работали 12 с лишним тысяч человек с кирками и лопатами, а теперь все делается машинами».

Алмазы сформировались миллионы лет назад из углерода, на глубинах более 100 километров и в условиях экстремальных температур и давления. Их добывают из вулканических формирований, называемых кимберлитовыми трубками, названными так в честь местечка Кимберли, где в 1860 алмазы были впервые найдены на юге Африки.

Это открытие породило алмазную лихорадку, и более столетия спустя Джордж Олофсе и Питер Седибане и многие другие продолжают заниматься добычей драгоценных минералов.

По словам Олофсе, ему хотелось, чтобы его дети унаследовали профессию отца: «У меня два сына, но, к сожалению, их шахтерская профессия не интересует. Они решили, что для нашей семьи этого опыта достаточно. У меня 5 братьев и все они работали на шахте, поскольку там работал наш отец».

Питер Седибане проработал на шахте 32 года. Он говорит, что жизнь у шахтера была совсем неплохая: «Мои дети были со мной, а жена осталась в деревне. Но она приезжала на три месяца, чтобы поухаживать за нами, а потом уезжала назад к остальной семье».

И так было в течение многих поколений.

«Многим семьям приходилось запасаться терпением,- говорит Пеньо Марумо, заместитель директора музея шахты Кимберли,- поскольку кормильцы уходили на заработки. Поэтому, если кто-то желает узнать, что делали его предки в эпоху алмазной лихорадки, то они могут приехать сюда, и все увидеть».

Но так было не только в Южной Африке. Драгоценные камни добывают по всему миру – их извлекают из глубин рудников, русла рек либо гравийных карьеров. Зачастую это изнурительный труд – в открытых карьерах десятки людей в поисках алмазов просеивают выкопанный грунт.

Ботсвана обошла Южную Африку по производству алмазов, но эти драгоценные камни также добывают в Намибии, Анголе, Демократической республике Конго и Сьерра-Леоне.

По официальным данным, в 2007 году Россия оказалась на первом месте по добыче алмазов, а на третьем месте была Канада.
Обычно это было мужским занятием, но теперь в эту область начали проникать женщины.

«Я всегда обожала хрусталь, ну а потом мое пристрастие перешло на алмазы», - рассказывает Джанин Шаво. Она – оптовый трейдер алмазами в Йоханнесбурге. И хотя крупнейшим мировой алмазный концерн «Де Бирс» по-прежнему контролирует около половины всей добычи алмазов в мире, независимые торговцы, такие как Джанин, также находят себе нишу на этом рынке.

Поскольку ставки в этом бизнесе могут достигать миллионов долларов, то торговля алмазами сопряжена с риском.

«Часто бывает так,- продолжает Джанин,- тебе показывают алмазы и говорят, что просят за них столько-то миллионов долларов. На следующей день приносишь деньги, а тебе пытаются подсунуть стекляшки».

Когда покупатель убеждается, что алмазы не поддельные, сделка заключается, и алмазы переходят к новому владельцу.

«Вы опускаете их сюда, потом взвешиваете. Потом я делаю оценку. Теперь их надо упаковать и отправить в Индию».

И вот путешествие алмазов продолжается – из африканских рудников в Азию и далее.