Линки доступности

«За этим кризисом стоят авторитарные режимы в лице Путина и Лукашенко» — политолог


Мигранты на на белорусско-польской границе
Мигранты на на белорусско-польской границе

Белорусский политолог Павел Усов анализирует ситуацию с мигрантами, которая сложилась на границе Польши и Украины. Как можно избежать кровопролития?

Ксения Туркова: Еще в мае Александр Лукашенко заявлял, что Минск больше не будет задерживать нелегалов, которые пытаются через Беларусь попасть на территорию ЕС. И уже тогда некоторые эксперты говорили, что это может стать очагом конфликта. Насколько было ожидаемо именно такое драматическое развитие событий?

Павел Усов: К тому, что Лукашенко подключится к транзиту мигрантов и фактически создаст криминальную сеть для массового ввоза мигрантов в Беларусь, конечно, никто готов не был. Безусловно, эпизодически через Беларусь проходили пути мигрантов из стран постсоветского пространства и из дальнего зарубежья: из Чечни, с Ближнего Востока... Но такого количества «иностранных гостей и туристов», как называют их официальные власти Беларуси, никогда не было. Естественно, прямую ответственность за то, что происходит сейчас на границе и в самой Беларуси, несет Лукашенко.

Конечно, никто в здравом уме не мог предположить, что может дойти до такой ситуации, которая сложилась сегодня. Хотя ведь и в 2014 году никто не мог предположить, что будет агрессия России в отношении Украины. К таким радикальным сценариям Запад не был готов, и предвидеть это было крайне сложно, но для Лукашенко, видимо, это был главный инструмент давления, и он им воспользовался.

К.Т. Могла ли Европа как-то превентивно отреагировать на это, еще когда Лукашенко заявил, что будет пускать мигрантов?

П.У. Дело в том, что нынешний кризис — это результат слабости Европейского Союза.

В принципе ЕС изначально, еще с момента начала кризиса в Беларуси в 2020 году, ограничивался обычными формулировками обеспокоенности. И только спустя месяцы стал применять другие средства воздействия. Это произошло, в частности, после того, как был посажен самолет (Ryanair с Романом Протасевичем на борту — ГА). То есть мы видим, что политика ЕС — она реактивная, она не предполагает ни превентивных действий, ни превентивного давления на Лукашенко, как это было в принципе и в случае с Грузией в 2008 году. Такая медлительность, отсутствие политической воли и какой-то ясной стратегии способствует тому, что авторитарная система разворачивает все больше и больше новых инструментов психологического воздействия на Европейский Союз.

Сейчас очень часто и очень громко звучат голоса по поводу того, что Польша должна пропустить мигрантов, создать «зеленый коридор» и решить проблему. Но это не решит проблему! Это как раз то, чего Лукашенко добивается: либо Евросоюз идет на уступки, либо создает «зеленый коридор» —и Беларусь тогда вообще превращается в плацдарм для этой нелегальной миграции. В недавнем расследовании шла речь о том, что структуры, приближенные к власти, зарабатывают на этом деньги, потому что транзит — это хороший способ заработать. По некоторым подсчетам, власти могут зарабатывать на транзите нелегальных мигрантов до двухсот миллионов долларов.

К.Т. Вы писали на своей странице в фейсбуке, что кризис с мигрантами мог быть искусно разработанной операцией, которая позволит России ввести войска. Что позволяет сделать такой вывод?

П.У. Сегодня уже было заявлено официально, что границы Беларуси будут патрулировать российские стратегические бомбардировщики Ту-22, то есть практически это уже непосредственное присутствие российских военных сил.

Можно предположить, что расширение российского присутствия в Беларуси было целью скрытого, тайного договора Лукашенко с Путиным, подписанного в августе 2020 года.

Естественно, открыто Москва этого сделать не может: на Западе это бы воспринималось как открытая военная оккупация Беларуси.

Путин этого себе позволить не может, так как это сразу же вызовет ужесточение санкций и может разорвать любые, даже условные нити для перезагрузки отношений. А так миграционный кризис прежде всего провоцирует эскалацию на границе и провоцирует Польшу и Литву развернуть заслон, использовать, возможно, поддержку НАТО. Естественно, это воспринимается как военная угроза для союзного государства.

Идеологически все это очень напоминает риторику, которая использовалась перед началом Второй мировой войны и в процессе оккупации Советским Союзом балтийских государств.

К.Т. В соцсетях сейчас гуляет анекдот: «Мошенник, выдающий себя за президента Беларуси, обманом выманил у доверчивого пенсионера из Москвы 4,5 миллиарда долларов». Тут создается образ такого хитрого Лукашенко, который использует Путина. Но, кажется, все наоборот?

П.У. К сожалению, многие считали, что Лукашенко использует Путина, манипулирует им, ничего не давая взамен. Это было серьезным стратегическим, интеллектуальным, аналитическим просчетом. Беларусь оказалась в такой ситуации в том числе из-за близорукости, из-за непонимания того, в чем стратегия России.

На самом деле мы видели, как Россия поступательно разворачивает свое влияние. Кстати, очень хорошо по этому поводу сказал главред радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Он сказал, что Россия «подкрадывается». Это слово очень точно обозначает то, как действовала Россия все это время. На днях Меркель звонила Путину, чтобы обсудить и попытаться урегулировать проблему на границе, не понимая, что она звонит как раз в «мозговой центр» этой операции.

К.Т. Вы писали, что проблема Европы — в том, что они рассматривают Путина именно как партнера в урегулировании кризиса, тогда как его скорее надо рассматривать как союзника Лукашенко, как некий тандем. Понимают ли это в Европе?

П.У. Не понимают. Если бы понимали, то не вели бы такой политики. Более того, для Путина Лукашенко — инструмент его внешней политики, инструмент давления на Европу. У него есть конкретные геополитические цели и интересы, но главное — вынудить Европу вести диалог о Беларуси именно с Кремлём. Я не исключаю, что Кремль предложит переговоры формата «нормандской четверки», просто эту четверку назовут по-другому, и диктовать повестку дня будет уже Москва, используя этот кризис для расширения своего влияния в Европе. Окончательным условием для разрешения кризиса может стать снятие экономических санкций, которые были введены после аннексии Крыма и агрессии в отношении Украины. Таким образом, Россия может вернуться в так называемый «европейский клуб», в большую политику как спаситель Европы от такой неприятной ситуации.

К.Т. А что, с вашей точки зрения, сейчас должна сделать Европа, чтобы урегулировать этот кризис?

П.У. Разрешить этот кризис невозможно без понимания его сущности и причин, без понимания того, кто действительно за ним стоит. А за ним стоят авторитарные государства в лице Путина и Лукашенко, диалог с которыми невозможен. Соответственно, реакция должна быть не только и не столько по отношению к Лукашенко, сколько по отношению к Союзному государству. И меры воздействия должны быть по отношению к этому государству, потому что санкции исключительно в отношении Беларуси по факту ни к чему не приведут —есть огромный ресурсный потенциал в лице России, которая обеспечивает стабильность и устойчивость белорусскому политическому режиму.

Значит, санкции должны расширяться также по отношению к России. Нужен масштабный пакет санкций со стороны Европы при поддержке США, только тогда, я думаю, можно будет каким-то образом приблизить конец этого кризиса.

К.Т. Вы говорите о политической реакции, а что делать с людьми? Ведь с ними надо что-то решать уже сейчас, иначе будут жертвы.

П.У. Естественно, решить очень быстро эту проблему не удастся, потому что именно власти Беларуси обостряют ситуацию, делая ее взрывоопасной. Ему нужна быстрая, кровавая, брутальная операция, нужно довести людей до такого состояния — психологического и физического — когда они просто будут грудью, как говорится, бросаться на амбразуру, на этих пограничников — и тогда начнет уже литься кровь, и в этом будут обвинять Польшу. Но еще раз скажу: просто открыть границу и пустить — это значит принять правила, игры, которые навязывает Лукашенко.

Но первое, что нужно сейчас сделать, — это предотвратить гуманитарную катастрофу.

Нужно немедленно направить туда представителей ООН и ВОЗ, Красного креста. Сейчас международные структуры, по сути, ничего не делают, а нужны усилия всего международного сообщества. В противном случае эта ситуация не разрешится, и будут все новые и новые жертвы. Без консолидированной позиции международного сообщества и без масштабного давления на режим Лукашенко ситуацию не разрешить.

  • 16x9 Image

    Ксения Туркова

    Журналист, теле- и радиоведущая, филолог. Начинала как корреспондент и ведущая на НТВ под руководством Евгения Киселева, работала на каналах ТВ6, ТВС, РЕН ТВ, радиостанциях "Эхо Москвы", "Сити FM", "Коммерсантъ FM". С 2013 по 2017 годы жила и работала в Киеве, участвовала в создании информационной радиостанции "Радио Вести", руководила русскоязычным вещанием украинского канала Hromadske TV, была ведущей и исполнительным продюсером. С 2017 работает на "Голосе Америки" в Вашингтоне.

XS
SM
MD
LG