Линки доступности

Повестка бизнеса в России


Участники саммита ЕврАзЭС в Москве (архивное фото)
Участники саммита ЕврАзЭС в Москве (архивное фото)

Американские эксперты обсудили будущее экономик России и ЕАЭС

1 января вступит в силу договор о начале работы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят Россия, Казахстан, Беларусь и Армения. Кыргызстан также активно работает над «дорожной картой» вступления. Совокупная численность населения государств-членов нового объединения превысит 176 млн человек. Апологеты создания ЕАЭС называют его «новогодним чудом» 2015 года.

Однако на фоне экономических проблем, с которыми столкнулась Россия в последнее время, возникают вопросы о том, каким образом ситуация последнего времени отразится на зарождающемся сотрудничестве? Накануне в Вашингтоне этот вопрос, среди прочих, обсуждали в ходе дискуссии, организованной Центром «Евразия» и Евразийской бизнес-коалицией.

Специалисты сошлись во мнении, что международные санкции оказали ощутимое влияние на российскую экономику, однако степень этого влияния оценили по-разному.

«Сейчас тяжело ответить на вопрос: стало ли происходящее в российской экономике результатом примененных санкций или, скорее, падения цен на нефть», – подчеркивает Томас Салливан (Thomas Sullivan), представляющий юридическую компанию Marks&Sokolov. По его мнению, на экономику России оказал негативное влияние и целый ряд других факторов. Сулливан подчеркнул, что залогом возрождения и укрепления экономики РФ должна стать ее диверсификация и отход от принципов сырьевой экономики.

«Сегодня цена нефти находится на уровне 60 долларов, она может опуститься и до 40-ка. Потом эта цена может взлететь и до 120 долларов. Но полагаться на это в долгосрочной перспективе нельзя», – отмечает он.

Салливан также подчеркнул: «С точки зрения долгосрочного планирования, мы должны понимать, что политические элиты приходят и уходят, а бизнес продолжается».

Глава Американо-Российского Делового Совета Дэниел Рассел разделяет мнение, что санкции сыграли свою роль в ослаблении российской экономики, но не были главной причиной этого.

«Я бы не сказал, что санкции сейчас находятся на пике внимания повестки дня бизнеса. Возможно, кто-то сочтет парадоксальным, но бизнесмены до сих пор смотрят на то, какой будет политика российского руководства, – говорит Рассел. – В связи с этим я считаю, что российские власти правы, когда подчеркивают, что двери для инвестиций остаются открытыми».

Рассел отмечает в то же время, что главное влияние санкций на сегодняшний день состоит в том влиянии, которое было оказано на иностранный капитал, объемы оттока которого из России в последние месяцы достигли беспрецедентных значений.

«Бизнес любит предсказуемость, – подчеркивает Дэниел Рассел. – В идеальном мире, мы имели бы ситуацию, в которой правительства наших стран сотрудничали бы и не создавали никаких проблем для бизнеса. Однако даже в сложившейся ситуации мы видим, что компании, заинтересованные в инвестициях, так или иначе остаются в России».

Рассел подчеркнул, что задача должна заключаться не только в удержании капитала в стране, но и в привлечении нового – особенно это касается венчурных инвестиций.

«Сейчас все больше раздается предположений, что инвестировать в Россию нужно именно сейчас, поскольку ее активы оцениваются ниже реальной стоимости. Ведь у валюты нет оснований падать так стремительно», – говорит Дэниел Рассел.

Представитель компании Argus Group, много лет занимавшейся установкой и обслуживанием трубопроводов в России, Дэвид Лакс (David Lax) признается при этом, что для сотрудничества с Россией в сфере промышленного производства сейчас настали не лучшие времена: «Нас выручает то, что у нас есть отдельный бизнес в Казахстане и Туркменистане. У них хорошее состояние рынка, есть деньги, наша работа оплачивается и, главное, в их отношении не введено никаких санкций».

Бывший посол США в Казахстане, возглавляющий ныне Американо-Казахстанскую бизнес-ассоциацию Уильям Кортни (William Courtney) подчеркивает, что в рамках Евразийского экономического союза соревновательность будет набирать обороты: «Если ЕАЭС будет успешным объединением, то мы очень скоро будем наблюдать соревнование среди его членов, которые будут стремиться создать наиболее благоприятный инвестиционный климат именно на своей территории». Он подчеркнул, что такое соревнование будет здоровой тенденцией.

Уильям Кортни также отметил, что ощутимым вызовом для ЕАЭС может стать Китай, поскольку влияние этой страны в Центральной Азии постоянно растет: «Соотношение сил в регионе меняется очень быстро, и это не может не повлиять на инвестиционный климат в Евразийском экономическом союзе».

Говоря об отношении американского бизнеса к ЕАЭС, Дэниел Рассел подчеркнул прагматичность подхода.

«В рамках этого единого экономического пространства создается больший рынок, – отмечает Рассел. Если вы бизнесмен, то главное, чего вы хотите от этой надгосударственной структуры – стабильности и предсказуемости».

  • 16x9 Image

    Юлия Савченко

    Журналист-международник cо стажем работы в России, Центральной Азии, Великобритании и США. На Русской службе "Голоса Америки" - с 2010 года. Освещает темы политики, международных отношений, экономики, культуры. Автор и ведущая программы «Настоящее время. Итоги»

XS
SM
MD
LG