Линки доступности

Борьба за власть в Йемене идет на руку «Аль-Кайде» и калечит экономику


Абд-Раббу Мансур Хади
Абд-Раббу Мансур Хади

Президент Йемена объявил об уходе в отставку

В четверг, 22 января, президент Йемена Абд-Раббу Мансур Хади заявил об уходе в отставку. Он пошел на этот шаг после того, как прошение об отставке подал ему премьер-министр Халед Баха. Однако, по сообщению агентства «Рейтерс», парламент Йемена не намерен принимать отставку президента и проведет экстренное заседание в пятницу.

Несмотря на то, что власти Йемена и шиитские повстанцы-хути прекратили вооруженные действия, а хути пообещали частично вывести свои силы, аналитики полагают, что относительный мир продержится недолго. И если сейчас борьба идет в основном между крупными игроками, местные полагают, что она скоро может перерасти в более масштабный конфликт между разными группами населения.

29-летний правозащитник Фрас Шамсан отмечает, что в столице Йемена Сане наступило затишье после того, как ранее на этой неделе боевики-хути едва не свергли президента. Не менее 15 человек погибли в ходе столкновений, а хути, похоже, по-прежнему контролируют столицу.

«Они контролируют все, даже президентский дворец», – говорит Шамсан.

Он полагает, что хути не стали свергать правительство, поскольку сочли, что получат больше власти, контролируя президента Абда Раббо Мансура Хади из-за кулис.

Во вторник боевики и правительство достигли соглашения, которое предусматривает сворачивание сил хути в столице и освобождение похищенного главы президентской администрации.

Однако, как отмечает известный йеменский журналист Зейд Аль-Алайя, население не слишком доверяет подобным «соглашениям»: «В соглашении прописано то, что обещают на бумаге. А в реальности это будет тут же нарушено. Иногда в тот же день, когда подписано соглашение».

Хути ведут борьбу против йеменского правительства с середины 2000-х годов в попытке сохранить контроль над своими оплотами на севере страны.

В сентябре боевики проникли в столицу и продолжили сражаться за контроль над другими районами Йемена. По словам Аль-Алайи, сейчас бои – это просто борьба за власть, но она может вылиться в масштабный межрелигиозный конфликт.

Хути представляют шиитское меньшинство в стране, которая населена преимущественно суннитами. И в то время как они продолжают борьбу за власть, возмущенные суннитские племена заключают союзы с «Аль-Кайдой на Аравийском полуострове» – крупнейшим подразделением террористической организации.

По его словам, рост популярности «Аль-Кайды» в последнее время обусловлен не антизападными настроениями, а тем, что группировка выступает против хути.

«“Аль-Кайда” получила от хути огромную выгоду. Они хотят повернуть это так: хути расширяют свое влияние, а мы не хотим, чтобы это продолжалось, так что мы будем с этим бороться», – говорит Аль-Алайя.

Помимо борьбы за власть на местном уровне, этот конфликт, по распространенному мнению, может являться войной марионеток между суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном. И хотя в столице наступило относительное затишье, Аль-Алайя говорит, что сегодня там прогремел взрыв, в результате которого пострадали два автомобиля и несколько зданий. По его словам, обычным людям все равно, какая группировка одержит верх.

В последнее время многим йеменцам не хватает самого необходимого. По данным ООН, почти половина населения Йемена сейчас живет в такой бедности, что никогда не знает, где удастся раздобыть еду.

Шамсан рассказывает, что в некоторых городах люди протестуют, но большинство просто пытаются выжить.

Он добавляет, что, хотя в последние дни столкновения поутихли, продолжаются бои в стратегических точках – таких, как центры электро- и газоснабжения, – что еще больше осложняет и без того крайне тяжелую ситуацию.

XS
SM
MD
LG