Линки доступности

Китай тормозит поворот США к Азии


Вице-президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпинь. Пекин. Китай. 4 декабря 2013 г.
Вице-президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпинь. Пекин. Китай. 4 декабря 2013 г.

Из-за поведения Китая сближение США с Азией отошло на второй план

Соединенные Штаты планировали в 2013 году совершить стратегический поворот, перенаправив значительную часть военных, дипломатических и экономических ресурсов в Азию, однако из-за разногласий между союзниками и позиции Китая этот политический маневр отошел на второй план.

Отправляясь в декабре в Северо-Восточную Азию, вице-президент Джозеф Байден планировал, в первую очередь, убедить Японию и Южную Корею в том, что США по-прежнему планируют увеличивать свои инвестиции в этот регион.

Однако в итоге в центре внимания оказалось неожиданное решение Китая расширить свою идентификационную зону противовоздушной обороны на территории, оспариваемой Японией и Южной Кореей.

По словам Байдена, он открыто обсудил этот вопрос в ходе встречи с председателем КНР Си Цзиньпинем.

«Однако, выступая от лица президента, я абсолютно ясно дал понять, что мы не признаем эту зону», – сказал Байден, выступая с речью в южнокорейском университете Енсей. «Это никак не отразится на деятельности американских вооруженных сил. Никак. Абсолютно никак. Я также дал понять, что мы ждем от Китая отсутствия каких-либо действий, способных привести к эскалации напряженности или вызвать риск таковой», – сказал Байден.

Военно-воздушные силы Японии, Южной Кореи и США проигнорировали объявление Пекина и продолжили совершать полеты над зоной ПВО, не уведомляя об этом китайские власти, а Южная Корея также расширила свою идентификационную зону таким образом, что она пересекается с китайской.

Из соображений безопасности США заявили, что коммерческие рейсы американских авиалиний будут следовать новым требованиям, заблаговременно предоставляя план полета китайским властям и находясь на связи с ними во время пребывания в зоне ПВО.

Южная Корея поначалу отказалась соблюдать требования Китая, однако впоследствии заявила, что ее коммерческие авиалинии последуют примеру США. Япония новым требованиям не подчинилась. В расширенную зону ПВО Китая вошло воздушное пространство над спорными островами, которые в Японии называют Сенкаку, а в Китае – Дяоюй.

Несмотря на опасения по поводу возможных просчетов и ошибок, Дэн Пинкстон из «Международной кризисной группы» убежден, что риск для авиации от расширения китайской зоны ПВО преувеличен. «Подобные вещи никак не входят в интересы Китая. Конечно, остается вопрос в отношении государственной, военной авиации. Думаю, Китай мог бы заявить, что у него есть право перехватывать иностранные самолеты вокруг спорных островов в Восточно-Китайском море или предпринимать в отношении их враждебные действия. Однако, опять же, не в их интересах провоцировать эскалацию напряженности и участвовать в каких-либо враждебных действиях. На данный момент это не так. Однако если они этого захотят, они вполне могут так поступить», – сказал Пинкстон.

В рамках своей военной экспансии Китай недавно запустил авианосец «Ляонин» и провел учения в Южно-Китайском море, где он ведет территориальные споры с Брунеем, Вьетнамом, Малайзией, Тайванем и Филиппинами.

Во время турне Байдена китайский военный корабль, сопровождающий авианосец, оказался на пути американского ракетного крейсера, вынудив его изменить курс, чтобы избежать столкновения.

Министр обороны США Чак Хейгл назвал поведение Китая в этой ситуации «безответственным».

Отчасти именно агрессивные действия Китая на спорной территории привели к появлению призывов, чтобы США совершили поворот в сторону Азии, а также укрепили отношения с ключевыми союзниками в Восточной Азии – Японией и Южной Кореей.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ выступил с предложением провести саммит с президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, однако пока Сеул и Пекин холодно реагируют на его усилия по устранению последствий японской агрессии во времена Второй мировой войны.

Поведение Китая требует налаживания отношений между Сеулом и Токио, считает профессор Пак Хе Рак из Университета Кунмин. «В сложившейся ситуации сложно будет смягчить угрозу за счет отдельных альянсов между СЩА и Южной Кореей и США и Японией. Поэтому необходимо укреплять отношения между Южной Кореей и Японией, и США должны принять в этом более активное участие. Было бы замечательно, если бы следующий визит президента Обамы был посвящен роли США в переговорах об укреплении отношений между Сеулом и Токио», – сказал профессор.

Синдзо Абэ, принимая в декабре лидеров АСЕАН, сделал акцент на инвестициях, но также призвал построить «арку свободы», простирающуюся от Японии и огибающую юг Китая.

В заявлении по итогам саммита АСЕАН-Япония участники подчеркнули необходимость свободы навигации в море и воздушном пространстве, завуалированным образом указывая на опасения по поводу Китая.

Китай поддерживает тесные экономические связи с АСЕАН, однако его отношения с соседями портят территориальные споры в Южно-Китайском море, с принятием кодекса поведения в отношении которых КНР продолжает медлить.

Как отмечает Дэн Пинкстон, хотя Китай и утверждает, что стремится к многополярному миру, он предпочитает вести переговоры на двустороннем уровне, чтобы более эффективно использовать свое политическое и экономическое влияние.

«Надеюсь, что в какой-то момент мы сумеем начать разработку более эффективных многосторонних институтов в этом регионе, которые будут учитывать интересы безопасности всех сторон. Также я надеюсь, что мы найдем более успешный механизм, чем формирование трехсторонних альянсов, для того, чтобы создавать противовес Китаю, окружать его и так далее. Будем надеяться, что нам удастся найти такой механизм вместо того, чтобы допустить начало новой Холодной войны в Восточной Азии», – отметил Пинкстон.
XS
SM
MD
LG