Линки доступности

Угроза терроризма уменьшилась, но приняла новые формы


Угроза терроризма уменьшилась, но приняла новые формы
Угроза терроризма уменьшилась, но приняла новые формы

Представители американских спецслужб, отвечающих за борьбу с терроризмом, отмечают существенные достижения, благодаря которым вероятность терактов в США значительно снизилась. Вместе с тем они подчеркивают, что одновременно претерпела немалые изменения и сама природа терроризма.
По мнению некоторых аналитиков, Соединенным Штатам лишь чудом удалось избежать крупных терактов после сентября 2001 года, когда самолеты врезались во Всемирный торговый центр и Пентагон.

25 декабря прошлого года Умар Фарук Абдулмуталлаб попытался привести в действие взрывное устройство, спрятанное в нижнем белье, находясь на борту самолета, совершавшего рейс из Амстердама в Детройт.По счастью, бомба не взорвалась. Не сработало и взрывное устройство, спрятанное в машине, припаркованной на Таймс-сквер в Нью-Йорке. В октябре нынешнего года бомбы были обнаружены в картриджах для чернил на борту двух грузовых самолетов – к счастью, прежде, чем наступил момент взрыва.

В своем недавнем выступлении директор Национального центра по противодействию терроризму (НЦПТ) Майкл Литер подчеркнул, решительные контртеррористические меры ослабили угрозу терроризма, но не исключили ее полностью.

«Несмотря на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, у нас есть существенные достижения, – сказал Литер. – В результате угроза наиболее жестоких и сложных терактов сегодня значительно ниже, чем в 2001 году. Но я должен подчеркнуть, что угроза не исчезла».

Майкл Литер признал, впрочем, что порой террористам удается осуществить свои планы.

«Моя работа, работа всей нашей организации направлена на то, чтобы это предотвратить, – сказал Литер. – Но нужно быть честными и признать, что кое-что все-таки происходит. Сегодня возникают все более сложные и разнообразные угрозы: происходят теракты меньшего масштаба, и осуществляют их жители нашей страны, ставшие приверженцами радикальных взглядов. И предупреждать подобные теракты становится все труднее».
Официальные лица и аналитики говорят о появлении новых, в значительной степени децентрализованных ответвлений Аль-Кайды – с меньшим прямым оперативным контролем со стороны ее лидеров. Речь идет о небольшом количестве доморощенных радикалов, выявить которых труднее, нежели распознать внешнюю угрозу. Кроме того, их число растет.

По-прежнему считается, что руководство Аль-Кайды скрывается в труднодоступных районах пакистанской Зоны племен. По словам Литера, возникло несколько группировок, вдохновляемых примером Аль-Кайды, но не получающих прямых указаний от ее руководства.

«Эти приверженцы Аль-Кайды уже не полагаются на свои связи со старшими товарищами в Пакистане, – продолжает Литер. – Эти организации более самостоятельны, более независимы. У них есть связи с руководителями Аль-Кайды – не хочу преуменьшать значение этого обстоятельства, особенно в связи с ситуацией на Аравийском полуострове. Однако действуют они в значительной степени независимо».

Представляя собой базу Аль-Кайды на Аравийском полуострове, Йемен становится превращается во все более «горячую точку», что вызывает тревогу разведывательных служб.

Бывший заместитель директора ЦРУ Джон Маклафлин отмечает, что по мере ужесточения контроля в аэропортах и правил иммиграции, Аль-Кайда и ее единомышленники все настойчивее стремятся привить радикальные взгляды жителям США, которым проще передвигаться по стране.

«Они изучили наши уязвимые места, – указывает Маклафлин. – А затем – и свои собственные. Иными словами, им известно, что мы поймаем их в пути или в тот момент, когда они будут связываться друг с другом. Пряча смертоносный груз на борту самолета, они пытаются застраховаться. Знают они и то, что попадутся, если будут путешествовать, имея паспорта определенных государств. А потому – все чаще стремятся использовать в своих целях американских граждан.

Одновременно террористическая угроза до известной степени утратила свое религиозное измерение, считает Джон Маклафлин.
«Не думаю, что многими из тех людей, которые, по нашим данным, причастны к терроризму, движут глубокие религиозные чувства, – подчеркивает он. – На мой взгляд, многими из них движет чувство отчужденности: их привлекает мысль о принадлежности к группировке, которая, как им кажется, борется за правое дело. Поэтому они примыкают к террористическим организациям, делающим эффектные заявления, использующим видеоматериалы и тому подобные пропагандистские средства».

И Маклафлин, и Литер убеждены, что, собирая данные об американских гражданах, спецслужбы должны действовать чрезвычайно осторожно, чтобы не ограничить гражданские свободы и не оскорбить американцев-мусульман.

Новости из американской жизни читатйте здесь

Читайте также

XS
SM
MD
LG