Линки доступности

Диссиденты из СССР помнят сенатора Эдварда Кеннеди


Юдифь Ратнер – доктор химических наук, советская диссидентка, ныне живущая в Израиле, вспоминает о своей несостоявшейся встрече с сенатором Эдвардом Кеннеди во время его пребывания в Москве в апреле 1974 года.

Инна Дубинская: Сенатор Кеннеди был в Москве в апреле 1974 года, встречался с диссидентами-отказниками. Удалось ли Вам побывать на той встрече?

Юдифь Ратнер: Мне не удалось, потому эта встреча, на которую я и мой муж спешили, была, не то, чтобы отменена, но на нее было наложено вето. Она должна была произойти у нашего большого друга, тоже отказника, профессора Лернера. Он пригласил многих отказников, в том числе и нас, но там стояли власти, КГБ и никого не пускали. Поэтому, в тот день, когда я должна была пойти, встреча не состоялась. Более того, когда я приехала на встречу, то мне сказал некий сосед в этом доме, что сейчас одного молодого человека запихнули с кляпом во рту в машину и куда-то повезли. Я спросила приметы этого человека и поняла, что этот был мой муж. Потом состоялась другая встреча с сенатором, но туда меня не пригласили, а на эту встречу в 1974 году у профессора Лернера, ни я, ни мой муж не попали. Всех, как говорится, разогнали: кого на 15 суток посадили, моего мужа задержали на 10 дней, пока Кеннеди был в Москве. Я была вынуждена позвонить ему на работу и сказать, что он 10 дней не придет на работу.

И.Д.: Как объяснили его арест тогда?

Ю.Р.: Просто, чтобы сенатора Кеннеди не дезинформировали определенные элементы.

И.Д.: Тот факт, что сенатор хотел встретиться с отказниками, как вы это расценили?

Ю.Р.: В то время американцы - сенаторы и конгрессмены - очень боролись за выезд евреев из Союза. Каждый хотел внести свою лепту. И это помогало. Благодаря этому, я думаю, движение кончилось, в конце концов, достаточно успешно и уехали, практически, все, кто хотел.

И.Д.: Вы писали даже об этом в своей книге, не так ли?

Ю.Р.: Да, я писала об этом в книге, которая называется «От корней к листьям». Она - о моих родителях. Дело в том, что мои родители уехали в 73-ем году, а нас задержали до 1988-го года. А когда мама умерла, я решила написать книжку и в этой книжке этот эпизод есть.

И.Д.: Какие у Вас остались впечатления о том, какую роль сыграли американские политики, включая сенатора Кеннеди, в том, что советским евреям, в конце концов, разрешили выехать из Советского Союза?

Ю.Р.: Именно конгрессмены и сенаторы, а я знаю многих, - в частности, был такой замечательный конгрессмен Том Лантос, - писали властям по поводу определенных отказников и требовали их выезда по гуманитарным соображениям. И, в конце концов, власти шли навстречу. Более того, вы знаете, что была учреждена поправка Джексона-Вэника. Благодаря этой поправке, режим наибольшего благоприятствования для России обуславливался отъездом евреев. Это была очень большая акция, которая очень помогла. Я думаю, что сенатор Эдвард Кеннеди тоже в этом участвовал.


XS
SM
MD
LG