Линки доступности

Тайны Януковича


Поделись! Выпуск 172
please wait

No media source currently available

0:00 0:10:04 0:00

Поделись! Выпуск 172

Покидая президентскую резиденцию Межигорье, сотрудники администрации Виктора Януковича попытались уничтожить документы, сбросив их в местное озеро. Однако журналистам удалось их спасти

Ведущий Алексей Березин: Здравствуйте! В эфире интерактивная программа Русской службы «Голоса Америки» «Поделись!». Мы обсуждаем последние события общественно-политической жизни, которые попали в ваше поле зрения – в поле зрения пользователей социальных сетей. С вами в студии на Индепенденс-авеню в Вашингтоне Алексей Березин.

Фонд журналистики имени Нимана Гарвардского института на сайте Ниман Репортс публикует комиксы о том, как команда украинских журналистов спасла огромное количество документов администрации Януковича. Покидая президентскую резиденцию Межигорье, сотрудники администрации попытались уничтожить документы, сбросив их в местное озеро. Однако журналистам, при помощи добровольцев и водолазов, удалось спасти эти документы. Теперь их публикуют на сайте www.yanukovychleaks.org. К настоящему моменту уже отсканировано порядка 24 тысяч документов.

Высушенные и обработанные документы открыли многие секреты той роскошной жизни, которую вел президент Янукович и круг его приближенных лиц. Кроме этого, стали ясны и масштабы слежки за теми, кто выступал против политики Януковича.

В мае сайт yanukovychleaks.org в рамках международного конкурса блогов и сетевых сообществ The Bobs – Best of Online Activism («За гражданскую активность в Сети») получил приз от организации «Репортеры без границ».
Документальный фильм "Ньюсрум "Межигорье": История YanukovychLeaks"

У нас на связи по Скайпу руководитель проекта yanukovychleaks.org Дмитрий Гнап. Здравствуйте, Дмитрий. Сейчас на сайт выложено уже порядка 24 тысяч документов. Как продвигается работа, вы уже закончили сканирование или еще остались необработанные документы?

Дмитрий Гнап: Смотрите, Алексей, те документы, которые мы нашли в Межигорье, мы отсканировали практически сразу, за восемь дней адской работы в конце февраля. Мы все высушили, разобрали, отсканировали и выложили на сайте в Интернете, на нашем сайте yanukovychleaks.org.

Оригиналы документов, разложенные по папкам и высушенные, мы отдали Генеральной прокуратуре Украины, которая проводит свое расследование. Мы начали свои расследования. Ну, на этом, собственно, дело не закончилось. Люди, которые многие годы видели, как мы работаем, как мы делаем свои журналистские расследования, начали нам нести свои документы. В частности, наш коллега Денис Бигус получил около 20 мешков разрезанных шредером документов из офиса молодого олигарха Сергея Курченко, который был очень приближен к Виктору Януковичу и контролировал несколько очень важных потоков в энергетике. И Денис Бигус вместе с командой своих единомышленников в рамках проекта yanukovychleaks.org создал подразделение, оно называется «канцелярская сотня». Они занимаются тем, что вот эти месяцы апрель-май собирают разрезанные шредером документы и складывают их в целые документы, с которыми можно работать.
Скриншот сайта yanukovychleaks.org
Скриншот сайта yanukovychleaks.org


Кроме всего прочего, источники на анонимных условиях нам передают документы о коррупции в других ведомствах. И наша работа уже вышла за пределы самой президентской резиденции в Межигорье, и мы уже продвигаемся дальше. Но что мешает нашей работе по расширению изучения поля коррупции времен Януковича? Мешает, конечно, война на востоке нашей страны. Если бы не военные действия и не сепаратисты, которые развернули там полноценную войну, мы бы занимались расследованиями, а так нам приходится работать еще в перерывах между расследованиями как военным корреспондентам.

Ведущий: Дмитрий, скажите, пожалуйста, в свете того, что появились новые документы, не только те, которые были найдены в резиденции Межигорье, хозяева документов или те, кто в них фигурирует, с вами на связь не выходили?

Дмитрий Гнап: Вы знаете, пока не было таких случаев. Виктор Янукович и компания его самых близких друзей сидят безвылазно в России, насколько нам известно. Пока все молчат. Пока мы проводим свои расследования, и каких-то контактов от фигурантов не было. К счастью.

Ведущий: Дмитрий, документы лежат в открытом доступе, с ними может работать фактически кто угодно. Как вы сказали, ваша команда ведет собственные расследования на основе найденных документов. Как вы думаете, затронут ли эти публикации, которые станут результатом расследований, интересы тех людей, которые не сбежали вместе с Януковичем, а остались в Киеве, в Украине, может быть даже, кто-то остался во власти, во властных структурах. Более того, вы говорили, что есть документы относительно коррупции в других ведомствах, не только в администрации. Как-то коснутся расследования тех, кто сейчас занимает какие-то посты?

Дмитрий Гнап: Да, совершенно верно. Мы видим, что семья Януковича соприкасалась в своих коррупционных разных схемах с другими украинскими политиками, бизнесменами, олигархами, в частности, мы видим, что – и мы об этом уже писали отчасти и будем писать еще, но необходимо отдельное дополнительное расследование, – что некоторые менеджеры Рината Ахметова (донецкого бизнесмена) фигурируют в этих документах по передаче денег семье Януковича. Кроме того, известный депутат от оппозиции, бывшей уже, при теперешней власти – один из ключевых депутатов фракции блока Юлии Тимошенко – Анжелика Лабунская, оказывается, продавала землю Виктору Януковичу для расширения его угодий в Межигорье, в этой его резиденции. Кроме того, мы видим, что некоторые зарубежные компании – российские или европейские – также сотрудничали с Виктором Януковичем и его семьей.

Ведущий: Вы находитесь сейчас в Амстердаме, где проходит международная конференция, на которой в частности упоминался и сайт yanukovychleaks.org. Скажите, какие вопросы задавали коллеги, чем интересовались?

Дмитрий Гнап: Коллеги благодарили нас за работу. Оказывается, они наслышаны о нашем проекте. Практически все видели, читали об этом, видели репортажи, читали статьи. Все спрашивают, конечно, как изменилась жизнь после Януковича. Слава богу, ситуация со свободой слова в Украине совсем другая, она значительно улучшилась. Давления как такового на журналистов, в частности, на журналистов-расследователей, нет. Более того, нам регулярно звонят вежливые люди из Генеральной прокуратуры и МВД и просят поделиться какими-то документами или даже объяснить схемы, в которых следователи не могут сами разобраться.

Мы, конечно, выполняем наш гражданский долг, пытаемся сотрудничать, помогать Генеральной прокуратуре, милицейскому следствию, не очень надеясь, что фигуранты в конце концов сядут за решетку. Но у нас выбор простой: не помогать им, и тогда результата не будет, высокая вероятность, что его не будет, и помогать, надеясь на то, что хоть что-то сдвинется с мертвой точки. Европейские коллеги интересуются, как стало жить в Украине. Мы говорим, что ситуация со свободой слова улучшилась, но у нас теперь другая проблема – у нас теперь война на востоке страны.

Ведущий: Как раз в этой связи мой следующий вопрос – по ситуации в общем с журналистикой в Украине и ситуацией в свете того, что происходит сейчас на востоке. Как вы совмещаете те расследования, которые касаются властей в Киеве, и работу военных корреспондентов, которыми поневоле пришлось стать?

Дмитрий Гнап: Все очень просто: у нас команда достаточно большая и команда общественного телевидения, на котором я работаю и наши коллеги журналисты-расследователи. У нас – как у украинских силовиков: ротация. Каждый раз мы, отправляясь в зону боевых действий, сменяем друг друга. Я приехал из-под Славянска, где ведутся одни из самых ожесточенных боев, буквально на прошлой неделе.

Ведущий: Спасибо большое, к сожалению, наша программа подходит к концу. Мы бы с удовольствием поговорили еще. С вами был проект Русской службы «Голоса Америки» «Поделись!» и я, Алексей Березин. Всего добр
XS
SM
MD
LG