Линки доступности

Саммит Движения неприсоединения: многие страны не присоединятся


Заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад на саммите Движения неприсоединения. Тегеран, Иран
Заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад на саммите Движения неприсоединения. Тегеран, Иран

Турция и западные страны решили воздержаться

Представители руководства Турции решили не ехать на саммит Движения неприсоединения, который состоится на этой неделе в Тегеране. Главной его темой, вероятно, будет конфликт в Сирии. Как считают турецкие аналитики, менее низкий уровень участия Турции объясняется усилением роли Египта в регионе, в частности, в том, что касается ситуации в Сирии.

Эта организованная Ираном конференция, от участия в которой воздержались также западные страны, вряд ли существенно повлияет на урегулирование сирийского кризиса. Иран пытается предложить свой план мирного урегулирования, который, по мнению западных стран, не заслуживает особенного доверия.

Иран решительно поддерживает сирийского президента Башара Асада на протяжении всех 18 месяцев восстания и обвиняет Запад и страны Персидского залива, где преобладают мусульмане-сунниты, в том, что они подливают масло в огонь конфликта, вооружая и финансируя повстанцев.

Турция, тем временем, сосредоточила свои дипломатические усилия на международной арене.

В четверг Совет Безопасности ООН проведет заседание на высоком уровне, на котором будет обсуждена гуманитарная ситуация в Сирии. Министры иностранных дел Турции и Иордании – двух стран, принявших у себя большинство из 200 тысяч сирийских беженцев, – обратятся к 15 членам Совета и обсудят гуманитарный кризис в стране.

Однако, что касается Турции, как считают аналитики, Анкара упускает хороший шанс укрепить свои региональные позиции на саммите в Тегеране.

Вот что говорит аналитик Синан Ульген из института «Эдам» – стамбульского института исследований в области международных отношений:

«Когда начался кризис, Турция была в идеальной ситуации в том, что касается связей с режимом в Дамаске, а также возможностей находить общий язык с режимами на Ближнем Востоке. Однако став одной из стран, поддержавшей сирийскую оппозицию, Турция лишилась возможности влиять на Дамаск. Так что сегодня, я думаю, эту роль старается взять на себя Египет».

Турецкие политические обозреватели говорят, что Египет с его новым правительством имеет хорошие возможности для того, чтобы повлиять на ситуацию в Сирии.

Главная сила оппозиции – Сирийский национальный совет – был создан и базируется в Стамбуле, однако проводит свои заседания в Каире, а это, по мнению аналитиков, свидетельствует о том, что в плане дипломатии соотношение сил меняется.

Международный обозреватель Семих Идиз из турецкой газеты Milliyet говорит, что Турция, скорее всего, перестанет быть силой, способной повлиять на оппозицию, и эта роль перейдет к Египту:

«В конечном итоге, если и есть арабская страна, способная найти выход из кризиса, я уверен, что население стран региона предпочтут, чтобы это была именно арабская, а не какая-то другая страна. Во-первых, нельзя забывать, что Каир – это своего рода неофициальная столица арабского мира, тем более, что здесь находится штаб-квартира Лиги арабских государств».

Однако Турция имеет с Сирией границу протяженностью в 900 километров, и поскольку Анкара оказывает поддержку не только сирийской оппозиции, но и ее военному крылу, политический обозреватель Акиф Эмре из газеты Yeni Safak считает, что Турция по-прежнему будет иметь большое значение для оппозиции:

«Турция играет ключевую роль. У свободной сирийской армии есть лагеря на территории Турции. Официально Турция отрицает поставки оружия оппозиционной армии, однако все знают, что оказывается по меньшей мере логистическая поддержка».

Ульген считает, что оппозиция будет пытаться балансировать между Турцией и Египтом, однако влияние Анкары ослабевает.

«С точки зрения Сирийского национального совета, целесообразной стратегией было по постараться заручиться поддержкой и Египта, и Турции. Так что я думаю, с их точки зрения речь не идет о каком-то выборе. Однако это, конечно же, не меняет тот факт, что Египет постепенно берет на себя роль, которую хотела играть Турция», – говорит он.

Правительство Турции все чаще подвергается критике у себя дома, даже со стороны своих сторонников. Многим не нравится, как правительство действует в отношении сирийского кризиса, и что оно слишком активно поддерживает оппозицию. Аналитики отмечают, что если влияние Каира на конфликт в Сирии будет усиливаться за счет ослабления влияния Анкары, эта критика лишь усилится.
XS
SM
MD
LG