Линки доступности

Миропорядок в 2050: прогнозы, опасения, надежды


В Фонде Карнеги за международный мир в Вашингтоне прошло заседание экспертной группы на тему: «G-20 в 2050: последствия динамики долгосрочного развития». В дискуссии о перспективах роста экономик постиндустриальных и развивающихся стран участвовали эксперты с мировыми именами. Среди приглашенных экономистов были и два бывших директора Всемирного банка: Моизес Наим и Ури Дадуш. Работа последнего из них – «Миропорядок в 2050 году» и послужила поводом для того, чтобы ряд ведущих экспертов в области международной политической экономики собрались в Фонде Карнеги.

Ури Дадуш, директор программы в области международной экономики при вашингтонском Фонде Карнеги, открыл заседание короткой исторической справкой о развитии экономических отношений на планете. «Несколько столетий назад разница между доходами людей в бедных и богатых странах составляла 1:3; сегодня этот коэффициент достиг 1:100, – начал свое выступление Дадуш. – Всего 25 лет назад считанные люди могли назвать себя по-настоящему богатыми. Сегодня, благодаря быстро распространяющимся технологиям, их число по всему миру неумолимо растет. В течение следующих 25 лет произойдут новые кардинальные изменения, о которых мы сегодня даже и не подозреваем. Все это говорит о том, что наш мир претерпевает постоянную экономическую трансформацию и это подтверждают результаты моего последнего исследования».

Согласно Дадушу, экономическая расстановка сил между развитыми и развивающимися странами к 2050 году будет существенно отличаться от сегодняшней. К середине нынешнего столетия 4 из 6 экономических супердержав будут современные развивающиеся страны.

Постиндустриальные страны все же пока останутся самыми богатыми в плане дохода на душу населения, но потеряют лидерство в абсолютных показателях. Из-за большой разницы в оплате труда, как прогнозирует эксперт, передовые страны прибегнут к жестким протекционистским мерам, что не сможет позитивно сказаться на их отношениях с развивающимися странами.

Главными конкурентами западных стран и Японии станут Индия и Китай. Согласно расчетам Дадуша, размер китайской экономики превысит американскую уже к 2038 году. Если же при вычислениях учитывать индекс покупательской способности, это должно произойти гораздо раньше – в 2023 году.

На 2010-й год суммарный показатель ВВП всех развивающихся экономик планеты составляет всего лишь треть от ВВП постиндустриального мира. Согласно оценкам французского экономиста, эти индексы будут сопоставимы в 2050 году.

С демографической точки зрения, доклад Ури Дадуша приводит достаточно печальные статистические данные для развитых стран. Из работы следует, что в 2010 году население трудоспособного возраста (15 - 59 лет) в развивающихся странах превышает этот показатель в западных странах более чем в четыре раза. Если в ближайшие годы не произойдет никаких глобальных демографических взрывов или спадов, число людей трудоспособного возраста в развивающихся странах будет почти в 5 раз больше, чем в странах с развитыми экономическими системами.

Комментируя выводы Дадуша о том, что Европа утратит былое влияние к 2050 году, Моизес Наим, главный редактор одного из самых влиятельных и популярных журналов в сфере международных отношений в мире Foreign Policy, очень критически отнесся к заявлениям своего коллеги.

«Я считаю ослабление Европы очень опасным геополитическим явлением в мире. Европа всегда задавала и все еще задает тон сразу по нескольким направлениям: культурные ценности, уровень жизни, стиль жизни, наука, образование и т.д.». В ответ на ремарку Дадуша о том, что это нормальное явление, когда одна экономическая сила сменяется другой, и он совершенно не понимает, почему его коллега так лично расстроен увяданием Европы, Наим заметил: «Если моего друга незаконно держат в тюрьме, избивают и пытают, то я хотел бы, чтобы третьей стороной, которая могла бы оценить ситуацию по справедливости и повлиять на освобождение товарища, была Европа, а не, скажем, Китай».

Джим Коллинз, в прошлом посол США в России, занял позицию французского эксперта, сказав, что на данный момент Европейский союз не является идеальной экономической моделью, и уж тем более идеальной политической системой. Бывший дипломат, а ныне директор программы России и Евразии при Фонде Карнеги, был достаточно пессимистичен по поводу будущего не только Западной Европы, но и России. «Всем уже давно понятно, что Россия – это развитая страна с колоссальнейшим интеллектуальным потенциалом. Но, к сожалению, ее развитие происходило главным образом во времена системы, которая прекратила свое существование. И сейчас многим россиянам очень тяжело подстроится под новые реалии жизни; им это будет тяжелее сделать, нежели западноевропейцам», – считает Коллинз.

Тим Адамс, американский экономист и директор крупной консалтинговой фирмы The Lindsey Group, был очень обеспокоен заявлениями Дадуша о том, что в силу уменьшения экономического и политического влияния ЕС, НАТО также утратит свою былую мощь к 2050 году. «На данный момент НАТО является главным гарантом стабильности и защиты свободной международной торговли. Если отношения между США и ЕС постепенно сойдут на нет к 2050 году, то кто же тогда будет защищать сложившийся экономический миропорядок?» – спросил участников дискуссии Тим Адамс .

Отвечая на встречный вопрос корреспондента «Голоса Америки» о возможности образования при таком сценарии новых военных блоков, в том числе и при сотрудничестве с Россией, Адамс сказал: «Существует множество проблем, по которым Россия, США и ЕС могут плодотворно сотрудничать сегодня и в будущем. Я думаю, что настоящей проверкой на доверие между этими сторонами станет будущее заседание Совбеза ООН по вопросу санкций по Ирану. Если мы выдержим эту проверку, то тогда мы сможем с уверенностью говорить о перспективах будущего сотрудничества», – заявил глава The Lindsey Group.

  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG