Линки доступности

Грязные деньги – на чистую воду


Сенатор Шелдон Уайтхаус призвал принять чрезвычайные меры для борьбы с теневыми российскими деньгами

Сенатор-демократ от штата Род-Айленд Шелдон Уайтхаус (Sheldon Whitehouse) рассказал 8 марта на площадке Атлантического Совета (Atlantic Council) о ситуации с теневыми деньгами российской верхушки и приближенных к президенту Путину олигархов, спрятанных путем использования лазеек в юрисдикции США.

Беспрецедентные экономические санкции в отношении российской экономики и замораживание российских активов, оцениваемых в 360 миллиардов долларов, призваны сделать путинскую Россию неспособной продолжать войну в Украине. Однако встает вопрос поиска остальных средств, которые также должны стать недоступными для преступного режима. По экспертным оценкам у России самый большой в мире объем теневых денег, спрятанных за рубежом: около 1 триллиона долларов. На проблему их поиска и блокировки сенатор Уайтхаус (в прошлом прокурор) смотрит концептуально: он обращается к знаменитой книге социолога и политолога Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Но в отличие от ее автора утверждает, что основной водораздел проходит не по линии культурологической принадлежности, а по линии, разделяющей мир на страны с верховенством закона (rule of law) и на автократии, самой богатой из которых является Россия.

«К сожалению, мы оказали большую помощь нашим врагам, – считает сенатор Шелдон Уайтхаус. – Олигархи-преступники, ограбившие свои страны, хотели найти безопасное место, чтобы сохранить ворованные деньги: они не хотят, чтобы следующий, еще больший мародер и автократ пришел и забрал у них все, что они украли. Поэтому они ищут защиты в стране верховенства закона для своих нечестных доходов. Чтобы сделать это эффективно, они прибегают к финансовой анонимности. Путину помогала команда коррумпированных олигархов, которые действовали независимо от воли народна России и помогли ему спрятать украденные активы, которые по сути являются достоянием российского государства и труда российского народа. Но теперь они могут быть использованы для злонамеренных действий».

«Путин также может использовать олигархов как подставных лиц, чтобы дистанцироваться от отдельных злодеяний, которые он совершал, и сделать вид, что он не стоял за ними, – продолжает Уайтхаус. – Мне неприятно это говорить, но многие американцы заработали немало денег, фактически обслуживая эту международную теневую экономику».

По мнению сенатора, в нынешних условиях войны в Европе борьба с отмывание денег должна считаться не столько прерогативой полиции или налоговых органов, сколько функцией органов национальной безопасности. Поэтому вместо многолетних процедур по выявлению собственников той или иной яхты или объекта недвижимости, расследования длинных цепочек «кипрских и панамских офшоров» etc – сегодня могли бы быть использованы чрезвычайные и военные президентские полномочия.

Опираясь на сильную двухпартийную поддержку таких мер, сенатор Уайтхаус предлагает разрешить правительству США замораживать и при необходимости конфисковывать активы, принадлежащие враждебным олигархам, а уже затем проводить процедуру юридически окончательного определения права собственности и распоряжения. Конфискованные средства, по мнению сенатора, должны быть направлены на поддержку Украины в ее противостоянии российской агрессии. «Нам нужна исполнительная гибкость, – подчеркивает сенатор.

Говоря о борьбе с теневыми капиталами, сенатор Уайтхаус особо подчеркивает высокую селективность такого механизма. Он гораздо более избирателен, чем даже персональные санкции, и не только никак не затронет интересы трудящихся России, но и принесёт им быструю пользу.

Шелдон Уайтхаус видит в такой деятельности глубокий нравственный смысл: «Преступный режим, который номинально должен был отвечать за благосостояние страны, вместо этого грабит свою страну, так что у граждан нет хороших дорог, не хватает больниц, у них нет основных ресурсов для цивилизованного человеческого существования... И если вы сможете разрушить эту коррумпированную надстройку, вы сможете затем направить конфискованные активы обратно в эту страну, чтобы они действительно могли построить школы, дороги, и больницы. Это стало бы огромной нравственной победой Америки, победой для всего человечества».

XS
SM
MD
LG