Линки доступности

Как будет развиваться контрнаступление Украины?


Украинские военные водружают флаг Украины в освобожденном селе (архивное фото).
Украинские военные водружают флаг Украины в освобожденном селе (архивное фото).

Эксперты «Атлантического совета» о том, что должна делать Украина, и как в этом могут помочь США и Запад, чтобы ускорить освобождение оккупированных Россией территорий

За последние три недели в ходе контрнаступления Украины была прорвана первая из оборонительных линий России на юге Украины, особожден поселок Работино и достигнут прогресс на пути к Токмаку, ключевому городу в направлении Мелитополя.

Если украинские войска смогут приблизиться или обойти Токмак, они смогут подвергнуть артиллерийскому обстрелу железную дорогу, по которой Москва доставляет военные грузы своим войскам в оккупированной южной части Украины, включая Крым.

Очевидные, но все же ограниченные успехи, достигнутые Киевом на юге страны и в районе Бахмута, где ВСУ движутся на восток и к северу и югу от города, примечательны в свете того, что Украина пока не получила от Запада более эффективного оружия, от которого зависит успех наступательных операций.

Хотя подтверждена поставка самолетов F-16, но только недавно было дано разрешение начать обучение украинских пилотов, при том, что сами самолеты прибудут в следующем году. Пока нет никакого решения об отправке Украине ракет большей дальности, таких как ATACMS.

При этом очевидно, что украинцы по-прежнему полны решимости добиваться деоккупации своей страны, и народная поддержка военных усилий остается высокой.

На этом фоне внутренняя стабильность в самой стране-агрессоре - России - оказалась под вопросом, после того как в июне наемники из ЧВК «Вагнер» подняли мятеж и предприняли марш на Москву. Долгосрочные последствия этих событий, а также смерти лидера ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, пока остаются неясными.

Евразийский центр вашингтонского «Атлантического совета» собрал группу экспертов для обсуждения перспектив контрнаступления Украины, чтобы получить ответ на ключевой вопрос: Что необходимо для успеха контрнаступления Украины в настоящий момент?

Бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк (Minister Andriy Zagorodnyuk, Former Minister of Defense of Ukraine; Distinguished Fellow, Eurasia Center Atlantic Council, Chairman of Center for Defense Strategies), описав последние действия ВСУ в районе Токмака и Бахмута, отметил, что «главной сложностью этого контрнаступления является преодоление беспрецедентных в мировой военной истории минных полей на оккупированных Россией территориях».

«Количество мин настолько велико, что военная техника, будь она украинская или западная - обречена на уничтожение. Оперативное разминирование возможно с очень ограниченным успехом, так как российские войска используют артиллерию против устройств разминирования сразу же как только они их видят», - пояснил Загороднюк.

Стоит ли обращать внимание на сомнения в успехе украинского контрнаступления?

Летом в New York Times, Washington Post и других СМИ появилось несколько статей, в которых говорилось, что американские и другие западные официальные лица «были разочарованы ходом контрнаступления Украины».

Однако уже в конце августа ситуация начала меняться. Например, журнал The Economist опубликовал ряд статей, в которых уже утверждалось, что западные официальные лица считают, что контрнаступление продвинулось и что перспективы дальнейшего прогресса реальны.

Дебра Каган (Debra Cagan), старший советник Евразийского центра «Атлантического совета» (Senior Advisor, Eurasia Center Atlantic Council), резко отрицательно относится к подобным колебаниям отношения к войне в Украине на Западе.

«Знаете, что обычно говорили многие военные, с которыми я работала в Ираке и в Афганистане, - заявила она, - мол, легко судить, находясь за десять тысяч миль в Вашингтоне, сидя за своим столами, что те, кто сражается на войне, делают правильно, а что - неправильно. Кроме того, большинство комментирующих это всегда смотрят на новую войну через призму предыдущей. А война в Украине - другая. Поэтому я считаю, что когда звучит пессимизм, распространяясь в СМИ, то это своего рода завышенная оценка российских войск. Те же самые СМИ и политики говорили подобное в начале 2022 года, а потом оказалось, что российская армия невероятно некомпетентна. Люди, которые понятия не имеют о том, что происходит на месте, делают слишком поспешные выводы».

Почему так важны поставки F-16, и каков статус предоставления Украине других ключевых систем вооружения?

Дебра Каган отметила, что она «крайне разочарована тем, как предоставляется вооружение для ВСУ».

По ее словам, F-16 - «самолеты четвертого поколения, безусловно сыграют решающую роль в успехе контрнаступления Украины». Однако их поставки «необходимо подкрепить предоставлением ATACMS», которые вместе с истребителями составят некий «продвинутый боекомплект».

Кроме того, эксперт считает важными «усилия и успех украинцев в Черном море». Дебра Каган напомнила также, что ВС США никогда не начинали наступление, не обеспечив себе превосходство на земле, воде и в воздухе, «поэтому и украинцы должны иметь его».

Андрей Загороднюк подчеркнул, что «список необходимых Украине вооружений и оборудования остался прежним», и если оно сейчас будет предоставлено - это решительно изменит ситуацию на фронте.

Несмотря на типичный характер боевых действий, особенно со стороны российской армии, эксперты отметили, что война в Украине «показала, что на поле боя уже многое изменилось».

«Завтра на поле боя появится искусственный интеллект, а уже сегодня на украинском фронте - война дронов. И она оказалась дешевле. Если вы можете предложить что-то за 500 долларов, что может заменить оборудование стоимостью 1 миллион долларов, это само по себе победа», - отметила Дебра Каган.

«Это - начало асимметричных войн с использованием беспилотных платформ совершенно иного масштаба. Мы уверены, что сможем нанести существенный вред Черноморскому флоту России потому, что мы разрабатываем эти платформы. Это не значит, что Россия не делает то же самое. Они наращивают применение иранских беспилотников. Итак, сейчас мы участвуем в своего рода “гонке дронов”. И нам ещё нужно оборудование для подавления радиоэлектронной борьбы», - добавил Загороднюк.

Как реагировать на просьбы некоторых политиков ослабить санкции против России?

В мировой прессе также появились сведения о том, что лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган, при поддержке генсека ООН Антониу Гутерреша, собирается добиваться снятия запрета на использование SWIFT с Россельхозбанка и разрешить страхование российских поставок зерна, чтобы добиться от Москвы согласия на восстановление зерновой сделки.

Джон Хербст, старший директор Евразийского центра «Атлантического совета» (Ambassador John Herbst, senior director, Atlantic Council’s EurasiaCenter), не уверен в правдивости этих сообщений.

Однако, в случае если они будут подтверждены, то, по мнению бывшего посла США в Украине, «Эрдоган и Гутерриш окажутся защитниками Путина, прося Запад ослабить санкции, что позволит Путину совершать новые провокации».

“Ну что ж, тогда это будет означать, что Путин способен превратить некоторых лидеров Запада в своих союзников, - сказал Хербст, - однако в конечном итоге это не сработает. Украина с этим не согласится. И мы с этим не согласимся, но тем не менее это дает Путину повод для надежды. И это серьезная ошибка»

Джон Хербст критически отозвался и о последнем заявлении лидеров «Большой двадцатки» по Украине, в котором говорилось о необходимости соблюдения территориальной целостности Украины, но не осуждалась агрессия России.

«В «Большой двадцатке» немало государств, которые не осознают, насколько опасна и жестока война Кремля с Украиной. Понятно, что еще с советских времен Индия, страна принимавшая саммит G20, была де-факто союзником Кремля. Я подозреваю, что премьер-министр Индии Нарендра Моди не хотел делать заявление, которое могло бы поставить в неловкое положение Путина. Вероятно, мы не могли ожидать большего. Однако странам «Глобального Юга» стоит помнить, что, именно США и Запад вели многолетнюю Холодную войну с Советским Союзом. Запад выиграл эту войну. И я думаю, что Украина выиграет эту войну при мощной поддержке Запада», - заверил Хербст.

Бывший посол считает санкции против России эффективными, несмотря на то, что они вызвали много споров.

«В военной промышленности мы наблюдаем, что санкции и экспортный контроль оказывают очень серьезное влияние на препятствование усилиям России по поддержанию производства военной техники, - подчеркнул он, - кроме того, общие макроэкономические санкции нанесли реальный удар по российской экономике, хотя этот удар не заставил их прекратить агрессию и не остановил российскую экономику. Многие так не считают, глядя на сайт с данными МВФ, предполагающими, что российская экономика будет расти темпами в два или три процента в этом году. Эти цифры, скорее всего, ошибочны. Я не экономист, но я не безграмотный в экономике. Базой МВФ являются данные, предоставленные правительством России».

Почему Запад и НАТО не торопятся предоставлять защиту гражданским кораблям в Черном море, направляющимся в Украину и обратно?

Андрей Загороднюк отметил, что в Киеве «понимают опасения руководителей западных стран по поводу возможного вступления в прямой контакт ВМС стран НАТО и России».

По его словам, у Украины «не остается другого выхода, кроме как
уничтожать черноморские военные корабли России один за другим, как это было сделано на днях с кораблем и подводной лодкой в Севастополе».

Черное море подпадает под действие Конвенции Монтрё, которая, хотя и ограничивает, но предоставляет возможность кораблям нечерноморских стран оставаться в Черном море в течение нескольких недель.

«Этого было бы достаточно, чтобы корабли НАТО находились здесь, например, для участия в учениях», - предложил Загороднюк.

Дебра Каган напомнила, что в Черное море имеют выход страны НАТО.

«Румыния, уже несколько раз пострадала от российских плавающих мин. Россияне уничтожили одно из военных судов, а пару недель назад было повреждено туристическое судно, потому что мины дрейфовали. НАТО должно быть намного умнее и действовать используя наличие Румынии и Турции в альянсе», - напомнила Дебра Каган.

О чем говорит прошедшая встреча лидеров Северной Кореи и РФ?

«Более года назад Кремль выпрашивал у Ирана дроны и получал их. А ведь Россию всегда считали крупнейшей артиллерийской державой мира, и вдруг выяснилось, что у нее заканчиваются боеприпасы, - обратил внимание Джон Хербст, - И вот теперь они обратились к северокорейцам. Поэтому очевидно, что, если они смогут получать поставки боеприпасов из Северной Кореи, которых у них нет, это конечно минус для Украины. Однако специалисты по Северной Корее говорят, что важно, в каком состоянии находятся эти боеприпасы. Они лежат на складах уже очень давно. Контроль качества является проблемой. Так что, возможно, Путин обнаружит, что большинство из них для войны бесполезны».

Некоторые считают атаки Украины на нефтеперерабатывающие заводы, мосты и склады в России «символическими», так ли это?

Андрей Загороднюк объяснил, что именно Украина бьет преимущественно по объектам, имеющим стратегическое значение.

«Иногда действительно может показаться: зачем атаковать? Ведь это так далеко от фронта? Но, например, Керченский мост имеет стратегическое значение. По нему идет снабжение российской армии оружием из материковой России. А Крым используется как плацдарм для создания и формирования сил, формирования группировок и последующей отправки их на передовую. То же самое и с нефтяными вышками и заводами», - рассказал эксперт.

Какую роль в этом конфликте играет ядерное оружие России и НАТО?

«На данном этапе, на реальном поле боя оно не играет никакой роли, - ответил на этот вопрос Джон Хербст, - однако Путин эффективно воспользовался угрозами о возможной ядерной эскалации, чтобы удержать США и НАТО от отправки Украине оружия. Путин внес в наш дискурс ядерную угрозу как причину не преследовать наши интересы решительно и как можно быстрее. Это был триумф Путина и, откровенно говоря, очень слабая игра Запада. Мы ведь пережили век, когда у нас был ядерный враг - Советский Союз. И вот все повторяется. Однако у нас были серьезные кризисы в отношениях с Советским Союзом, который был для нас более опасным врагом, чем сегодняшняя путинская Россия. Мы всегда рассматривали возможность ядерной эскалации, но никогда публично не говорили об этом как о чем-то, что нам помешало выполнить наши задачи. Если бы Джек Кеннеди думал таким образом, мы бы никогда не ввели блокаду Кубы, которая привела к удалению российских ракет и ядерного оружия с Кубы».

Дебра Каган поддержала эту мысль.

«Помимо США в НАТО есть еще две ядерные державы. И вместо того, чтобы опасаться российских угроз, надо просто взять телефонную трубку и напомнить Путину, если он забыл, что мы тут “посильнее”. У нас есть лучшее ядерное оружие, чем у него. Более того, когда вы являетесь великой ядерной державой и когда у вас самая эффективная армия на планете, вам не обязательно даже ничего говорить. Вам просто нужно улыбаться, когда Путин говорит, и одного этого должно быть достаточно, чтобы сдержать его», - заявила она.

Стало ли решение саммита в Вильнюсе не направлять Украине приглашение присоединиться к НАТО сигналом о том, что Запад не заинтересован в ее победе?

«Я был в Вильнюсе в качестве наблюдателя, и у меня сложилось такое ощущение, что та общая робость, о которой мы только что упомянули, говоря о ядерном оружии, лежит в основе очень слабого коммюнике Вильнюсского саммита НАТО. К сожалению, основными авторами этого нашего коммюнике были США и Германия. Многие страны Восточной Европы, некоторые страны Северной Европы, даже французы, даже британцы хотели более сильного заявления. Многие были разочарованы реальностью этого события, полагая, что это только поощряет Путина думать, что он сможет переждать этот “робкий Запад”. Это еще одна причина, по которой на саммите НАТО в Вашингтоне в следующем году нам необходимо сделать решительный шаг к членству Украины в НАТО», - подчеркнул Джон Хербст.

Насколько хорошо в американском истеблишменте понимают сегодняшнюю Украину и Россию?

«На Западе и в США много экспертов по международным делам, много экспертов по русскому языку и истории России, которые думают, что они глубоко знают Украину, но на самом деле это не так. Мы видели это в разведывательном сообществе США, которое перед большим вторжением ярко изобразило то, что будет делать Россия, и пессимистически - то, что будет делать Украина. Все, что нужно сделать - это проконсультироваться с нами, экспертами по Украине, и они гораздо лучше поймут, что произошло», - объяснил Джон Хербст.

Андрей Загороднюк добавил:

«Одной из ключевых проблем западных аналитиков является предположение о том, что российские возможности безграничны: "у них бесконечная промышленность, у них есть столько денег, сколько они хотят, есть столько рабочих, инженеров и людей, сколько они хотят" и так далее. Это - миф. Российские войска терпели поражение на протяжении всей этой войны. Несмотря на их огромные возможности, они сейчас не могут добиться практически ничего. И вся дискуссия сейчас идет о том, с какой скоростью мы вернем нашу территорию. И некоторые критикуют Украину за то, что это происходит слишком медленно. То, что вы видите в Черном море - это только начало. Победа приближается».

«Поражение России не только повлияет на взгляды России на Европу и США, но и изменит то, что Россия “считает себя дальневосточной державой”. То, как они обескровливают личный состав армии, тратят последние вооружения должно повлиять на жизнеспособность России в Индо-Тихоокеанском регионе, и им не стоит обманывать себя», - заявила в заключении Дебора Каган.

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG