Линки доступности

«США намерены расширять сотрудничество со странами Центральной Азии»


Джон Керри и Эмомали Рахмон
Джон Керри и Эмомали Рахмон

Госсекретарь США Джон Керри завершает свое первое турне по пяти странам региона

Госсекретарь США Джон Керри завершает свое первое турне по всем пяти странам Центральной Азии, в ходе которого, по словам аналитиков, он уделяет особое внимание роли противовеса, которую Вашингтон играет в этом регионе.

После встречи в Душанбе с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном Керри отметил уникальное положение этой страны, имеющей самую протяженную границу с Афганистаном.

«И я подчеркиваю намерение Соединенных Штатов продолжать сотрудничать с Таджикистаном и с другими странами региона с целью укрепления безопасности границ», – сказал Керри. «Кроме того, мы обсудили решение президента Обамы оставить в Афганистане ограниченный контингент американских военных для обеспечения безопасности в регионе».

Однако, по мере усиления обеспокоенности по поводу укрепления Талибана и активизации деятельности террористов из Аль-Кайды и «Исламского государства» в Афганистане, Кабул также рассчитывает на помощь России, от которой можно получить оружие для борьбы с экстремистами.

Во время состоявшегося в октябре визита в Казахстан российский президент Владимир Путин предупредил об угрозе проникновения террористов в страны Центральной Азии с территории Афганистана.

У США были военные базы в Узбекистане и Кыргызстане, но они были закрыты, соответственно, в 2001 и 2014 годах – что некоторые расценивают как разворот стран региона в сторону России.

Путин вызвал недовольство в регионе, заявив в 2014 году, что у Казахстана довольно короткая история в качестве независимого государства.

Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического института международных исследований при Московском институте международных отношений говорит: «Конечно, там существует определенное соперничество между Россией и Соединенными Штатами, но есть также возможности для сотрудничества, особенно в вопросах безопасности».

По словам Гусева, визит Керри показывает, что Соединенные Штаты рассматривают Центральную Азию не только в контексте ситуации в Афганистане. «Это своего рода попытка противопоставить что-то усилению российского влияния в странах бывшего Советского Союза, особенно в регионе Центральной Азии, т.е. расширению Евразийского экономического союза», – говорит он.

Во время своего визита Керри высказывался в пользу инициативы «Новый шелковый путь», в рамках которой страны Центральной Азии намерены сотрудничать в таких областях, как энергетика и торговля.

В воскресенье Керри подписал совместную декларацию о сотрудничестве с пятью странами Центральной Азии – Кыргызстаном, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Эта декларация охватывает широкий круг вопросов, обсужденных во время встречи Керри с министрами иностранных дел центрально-азиатских государств в Самарканде в формате «Ц5+1».

Аркадий Дубнов, политолог из Москвы, говорит, что страны Центральной Азии научились играть на соперничестве между Соединенными Штатами и Россией.

«Например, Таджикистан открыто дает понять, что если американцы предоставляют им военную или иную помощь, России придется дать им больше, чем дают американцы, чтобы сохранить свое влияние в Таджикистане. Это довольно примитивный, но эффективный механизм, определяющий политику в регионе».

Правозащитные группы требуют от Керри более решительно поднимать вопросы, касающиеся нарушений прав человека, во время встреч с лидерами стран Центральной Азии, которые многие относят к числу главных нарушителей этих прав.

Как сообщают официальные лица, вопросы, касающиеся прав человека, обсуждаются в основном за закрытыми дверями. Однако, как отмечает Хью Уильямсон, директор отдела Европы и Центральной Азии в организации Human Rights Watch, для того чтобы поддержать испытывающих трудности активистов-правозащитников в странах региона, необходимы официальные заявления.

«Ни Россия, ни Китай не уделяют внимания соответствию установленным ООН международным стандартам в том, что касается прав человека, поддерживая отношения с этими странами», – говорит Уильямсон. «В этом смысле Соединенным Штатам, а также европейским странам, следует сосредоточить внимание на этих вопросах».

В понедельник в своем выступлении в казахстанском Институте Назарбаева Керри предостерег против подавления инакомыслия под предлогом борьбы с терроризмом.

«Борьба с терроризмом – не повод для того чтобы сажать в тюрьмы политических оппонентов, ограничивать права гражданского общества, или навешивать ярлыки на активистов, мирно высказывающих свое мнение», – заявил он, выступая перед многочисленными студентами. «Практика такого рода не только несправедлива – она контрпродуктивна. Когда перекрываются пути к ненасильственным изменениям, дорога к экстремизму становится более привлекательной».

Как отмечает Дубнов, в регионе усиливается влияние Китая, предлагающего свои инвестиции, не «наступая на мозоли». «В этом смысле Китай проводит мудрую политику, не мешая Москве сохранять военно-политический контроль над регионом. Я не уверен, смогут ли Соединенные Штаты существенно повлиять на этот баланс», – говорит он.

Во время своего визита Керри неоднократно повторил фразу о том, что странам Центральной Азии следует обеспечить экономическую интеграцию, при этом не оказываясь в ситуации, когда приходится выбирать какой-то один путь.

«То, что мы хотим видеть сегодня – это не борьба между Китаем, Россией и Соединенными Штатами, не игра, в которой обязательно будут выигравшие и проигравшие. Мы хотим Центральную Азию, способную заявить о себе как о движущей силе экономического роста в самом центре современной и динамичной Азии», – сказал Керри.

Хотя экономическое развитие было одной из главных тем, которые обсуждались во время визита Керри, никаких значительных экономических соглашений заключено не было.

XS
SM
MD
LG