Линки доступности

Неизвестный солдат Вермахта


Документальный фильм «Неизвестный солдат» – яркое доказательство тому, каким сложным и неоднозначным является феномен исторической памяти. Картина показывает реакцию немцев на прошедшие в 1995-2004 гг. в крупных городах Германии выставки ужасающих фотографий и документов, свидетельствующих о преступлениях Вермахта во время войны.

Показ этого фильма и публичная дискуссия по итогам его просмотра состоялись в киноклубе Сахаровского центра при участии Немецкого культурного центра им. Гете в Москве. В качестве экспертов были приглашены Виктор Мизин (политолог, заместитель директора Института международных исследований (ИМИ) МГИМО) и Матиас Уль (сотрудник Германского Исторического Института в Москве). Это мероприятие проходит в рамках «Военной ретроспективы Михаэля Верховена», посвященной 65-летнему юбилею со дня окончания Второй мировой войны.

Мнения немцев по поводу публичной демонстрации свидетельств преступлений Вермахта разделились: одни говорили, что подобные выставки – первый шаг к общественной дискуссии по поводу болезненных исторических событий. Ветераны, видя фотографии солдат, издевающихся над евреями и военнопленными, начинают рассказывать, как все было на самом деле, а их свидетельства – важные средства для предотвращения будущих ошибок. Однако находились и те, кто считали выставки откровенной клеветой, направленной на то, чтобы представить немцев народом-преступником, а также натравить одну часть народа на другую.

Фильм ставит перед зрителями и вопрос ответственности: многие немцы в свое оправдание говорили, что, расстреливая и загоняя в газовые камеры, они лишь выполняли приказы высшего начальства, ведь ни одна армия не сможет успешно функционировать, если подчиненные будут проверять на нужность все приказы. Историки и эксперты убеждены, что для такого страшного по масштабам уничтожения людей необходимы не только приказы начальства, но и готовность солдат их выполнять, основанная на ненависти и презрении к людям, чьим единственным преступлением являлась их национальная принадлежность.

Фильм также включает в себя съемки с митингов неофашистов. Рост популярности этой субкультуры объясняется второй волной информатизации в обществе. Молодые люди находятся в двойственном положении: с одной стороны, героизация воевавших родственников внутри семей, а с другой – общественная кампания, представляющая солдат Вермахта садистами и убийцами.

Матиас Уль отметил, что «Неизвестный солдат» – это фильм именно о преступлениях фашистов, и в этом смысле он достаточно бескомпромиссен. «Конечно, не все немецкие солдаты преступники. Были и те, кто отказывался выполнять приказы о расстрелах. Картина показывает исключительно темную сторону, но в этом и есть ее ценность – она заставляет людей говорить: ругать ее или соглашаться, но в любом случае – как-то реагировать. А в этом и заключается самое сложное и самое нужное – начать говорить о том, о чем вспоминать неприятно. Нельзя делать вид, что преступлений не было, надо их признать и сделать все, чтобы такое не повторилось впредь».

Таким образом, фильм «Неизвестный солдат» не дает конкретных ответов, он лишь призывает к общественной дискуссии, в ходе которой можно будет придти к объективной оценке событий Второй мировой войны и избежать развития неофашизма и любой другой идеологии, основанной на слепой вере в превосходство одной части общества над другой.

Виктор Мизин положительно оценил картину, отметив, что всем странам надо поучиться у Германии признавать свои ошибки: «Попытки переписать историю в своих интересах – это страшнейшая из ошибок. Наше правительство сейчас нашло объединяющую для общества идеологию, основанную на пафосе выигранной войны, что и доказало последнее празднование 9 мая. Все громко выкрикивают патриотические лозунги, а надо настроиться на конструктивную общественную дискуссию, итогом которой станет объективное осознание последствий и уроков советского режима и войны, в частности».

XS
SM
MD
LG