Линки доступности

Кто в ответе за допинг-скандал?


Здание Московской анти-допинговой лаборатории. Архивное фото
Здание Московской анти-допинговой лаборатории. Архивное фото

WADA отлучает Россию от Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу и других международных турниров

Международный олимпийский комитет (МОК) поддержал решение исполкома Всемирного антидопингового агентства (WADA), сообщила в понедельник, 9 декабря, пресс-служба МОК.

Как следует из пресс-релиза, представители Олимпийского движения одобрили единодушно принятое исполнительным комитетом WADA решение, полностью соответствующее заявлению, сделанному ранее Исполнительным комитетом МОК и одобренному Олимпийским саммитом.

В соответствии с вердиктом WADA, Россию должны на четыре года отстранить от всех крупных международных соревнований, включая летние и зимние Олимпийские игры.

Подробнее о решении WADA и его потенциальных последствиях здесь.

Позже, в понедельник, WADA разъяснило также, сборная России по футболу не сможет выступить на чемпионате мира в 2022 году под своим флагом.

В России реакция на решение WADA была предсказуемой. Так, по мнению вице-спикера Госдумы Петра Толстого, это «способ выдавливания российский конкурентов из мирового спорта». Он высказался категорически против того, чтобы атлеты из России выступали на международной арене под нейтральным флагом.

А первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, олимпийская чемпионка Светлана Журова уверена, что Россия будет оспаривать решение WADA в спортивном арбитражном суде в Лозанне.

Однако заместитель генерального директора Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Маргарита Пахноцкая убеждена, что сигнал из WADA – возможность сделать правильные выводы из скандала.

«Это еще один повод задуматься спортивному руководству, в правильном ли направлении мы движемся. Я слышу президентов федераций и экспертов, которые гордо заявляют о своей деятельности, на все ответили, а кругом одни враги, которые нападают на наших спортсменов. Это все говорит о том, что антидопинговая культура у нас не поменялась, за эти годы ничего концептуально не было сделано…» – цитирует Пахноцкую Интерфакс.

На взгляд американского журналиста и эксперта вашингтонского Гудзоновского института Дэвида Саттера (David Satter), решение WADA не только абсолютно обоснованное, но должно было бы стать еще более жестким. Как ему кажется, предоставление российским спортсменам, не уличенным в применении допинга, возможности участвовать в соревнованиях, пусть и не под национальным флагом, оставляет Москве лазейку для пропагандистских заявлений.

«Я боюсь, что это, например, может позволить российскому правительству сказать: мол, мы являемся жертвами дискриминации, а наши спортсмены по-прежнему завоевывают золотые медали. Я считаю, что важно наказать российский режим так, чтобы вообще положить конец практике фальсификаций. И единственный способ сделать это – лишить их любого участия, пока ситуация не изменится», – утверждает он.

Как ему представляется, именно недостаточно жесткая реакция в отношении Москвы поощряет российские власти следовать прежним курсом.

«Мы можем ожидать изменений в их поведении только тогда, когда явно и жестко продемонстрируем, что Запад не желает идти на какие-либо компромиссы в этом вопросе», – убежден американский политолог.

Социолог и публицист Игорь Яковенко, в прошлом – генеральный секретарь Союза журналистов России, в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» назвал ситуацию, сложившуюся в результате вердикта WADA, «заслуженным позором» для России. По его оценке, на этот раз все свелось к чисто техническому решению.

«На самом деле WADA сделало ровно то, что и должна была сделать, ничего сверх того, – добавил он. – В России долгие годы занимались жульничеством (в спортивной сфере), подменяли пробы, потом подчищали результаты анализов. Такая линия поведения не могла привести ни к чему другому кроме как к вселенскому позору».

По словам журналиста, это хорошее, отрезвляющее решение, и теперь с тем, как быть дальше, должно определиться российское руководство: «Можно надуться, как мышь на крупу, и сказать, что мы будем бойкотировать все международные старты, включая Олимпийские игры. Предпосылки к этому уже есть. Что ж, тогда это выстрел себе в ногу, самоизоляция. Либо нужно действительно всерьез начать расчищать авгиевы конюшни».

Вместе с тем, последний вариант кажется Игорю Яковенко маловероятным.

Политолог Дмитрий Орешкин в комментарии Русской службе «Голоса Америки» заметил, что в России по-прежнему не слышно внятных ответов на вопрос о подлинных причинах допинг-скандала. Как ему представляется, все ждут, что по этому поводу скажет первое лицо государства.

«Тут, кто первый вылезет, тот и станет виноватым, на того и обрушится царственный гнев, – подчеркнул он. – Поэтому сейчас будут говорить про «русофобские пляски» на Западе, злой умысел и так далее. Потому что больше крыть нечем. А если Путин вдруг начнет отрубать головы чиновникам, значит он признает правоту международных инстанций. По логике Кремля допустить этого никак нельзя. Хотя и понятно, что опростоволосились по полной программе».

В то же время политолог думает, что президент Владимир Путин был в курсе всей истории с самого начала. С его точки зрения, за скандал должен отвечать в первую очередь именно глава государства.

Эксперты также акцентировали внимание на том, что в России по сути до сих пор никто не понес ответственности за предыдущий допинговый скандал, нанесший серьезный урон имидже страны. Бывший министр спорта Виталий Мутко остался при министерском портфеле, сменив лишь профиль деятельности.

Игорь Яковенко заметил, что ситуация с наказанием виновных в данном случае совсем непростая: «Если речь вести об уголовном преследовании, то ведь исполнители могут заговорить и признаться, какие и от кого они получали указания для руководства к действию. И тогда тайное станет явным. Давайте рассуждать логически. Министерству спорта и олимпийскому комитету ФСБ не подчиняется. А без усилий со стороны спецслужб невозможно было организовать на таком уровне. Кто мог дать команду, чтобы этим занимались представители влиятельнейшей силовой структуры, вопрос риторический».

В России все серьезные политические решения могут приниматься только на самом верхнем уровне, убежден журналист. Поэтому санкцию на это безобразие, конечно, мог дать только президент, резюмировал он.

XS
SM
MD
LG