Линки доступности

«Со смертью Бжезинского уходит целая эпоха»


Збигнев Бжезинский
Збигнев Бжезинский

Российские американисты – на смерть Збигнева Бжезинского

Директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов считает, что Збигнев Бжезинский на протяжении долгого времени олицетворял собой человека, который пытался осмыслить место США в мире и был одним из немногих выдающихся концептуалистов в сфере международных отношениях в том, что касается США.

«Его взгляды менялись, как мы видим, – добавил он в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – В последние годы его книги и высказывания не совпадают с тем, что он писал и говорил прежде. Это совершенно понятно и объяснимо. Но в любом случае Бжезинский наряду с Генри Киссинджером – два титана в теории международных отношений, в теории глобализма США».

Валерий Гарбузов полагает, что со смертью Бжезинского уходит целая эпоха.

«Такого калибра специалистов, как Бжезинский и Киссинджер, уже давно не было в администрациях президентов США – ни у Обамы, ни, тем более, у Трампа, – уверен он. – Однако, хотя многие говорят, что их взгляды всегда влияли на формирование внешней политики США, это, по-моему, не совсем так. Поскольку они в последние годы, в общем, по большому счету были вырваны из процесса принятия важных решений и ушли в науку, наверное, их влияние сильнее всего чувствовалось скорее на академическом уровне».

Вместе с тем Бжезинский, по определению директора Института США и Канады, – «дитя “холодной войны”».

«Он, очевидно, и не мог быть другим, – продолжает российский американист. – Если, например, тот же Киссинджер считал, что разрядка – это как раз тот путь, который ослабит напряженность, то у Бжезинского были иные взгляды. Он делал все, чтобы сохранить американское господство и американское лидерство в мире».

Многие российские эксперты склонны утверждать, что Бжезинский ненавидел Советский Союз, но Валерий Гарбузов с этим не согласен.

«Он всегда проводил линию раздела между теми, кто стоит у власти, и народом, считал, что кремлевские руководители слишком оторвались от простых людей. Я один раз с ним встречался, и Бжезинский в разговоре подчеркнул, что никогда не выступал против народа, но всегда критически относился к советской элите», – резюмировал политолог.

Директору Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрию Рогулеву Бжезинский запомнился, прежде всего, как «солдат холодной войны», а также «член особой группы экспертов, которые поднялись до уровня почти политиков».

«Его, конечно, всегда сравнивали с Генри Киссинджером и Мадлен Олбрайт, – констатировал он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». –Это такая политическая группа американских руководителей, или участников разработки и реализации внешней политики, которые пытались, если можно так сказать, быть святее римского папы».

Как представляется Юрию Рогулеву, влияние Бжезинского на политику было, возможно, меньше, чем у Киссинджера, но как ученый он сделал гораздо больше.

«И здесь Бжезинский, разумеется, является большим авторитетом, на его работы часто ссылаются. Ему принадлежат многие теоретические концепции, в частности, связанные с Советским Союзом. Кроме того, он предложил использовать Афганистан с тем, чтобы превратить его для СССР во второй Вьетнам. Чем это все закончилось, мы знаем. С Талибаном воюют до сих пор. Хотя, конечно, урон Советскому Союзу был нанесен сильный», – заключил директор Фонда имени Франклина Рузвельта.

XS
SM
MD
LG