Линки доступности

Секретные потери России


Владимир Путин
Владимир Путин

Cведения о потерях среди военных приравнены указом президента Путина к гостайне

МОСКВА – Сведения, раскрывающие потери личного состава российских вооруженных сил в ходе проведения специальных операций в мирное время, стали секретными. Это следует из подписанного президентом Владимиром Путиным указа, опубликованного в четверг 28 мая на официальном портале правовой информации, что означает: документ вступил в силу.

За нарушение закона виновным «светят» солидные тюремные сроки. В соответствии с УК РФ, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

И это при условии, если обошлось без «отягчающих обстоятельств». Максимальный же срок наказания здесь – до 7 лет лишения свободы.

Руководитель фонда «Общественная экспертиза» Игорь Яковенко в интервью Русской службе «Голоса Америки» назвал подписанный Путиным документ законом «на потребу дня».

«Именно сегодня затрагиваемая в указе проблема приобрела чрезвычайно актуальный характер, – добавил он. – Поэтому это такой “костыль”, на который сейчас необходимо опереться, а завтра его можно будет отбросить в сторону».

Яковенко уверен, что самая главная проблема на сегодня для путинского режима – присутствие российских военнослужащих в Украине и желание во что бы то ни стало скрыть этот факт от мировой общественности и собственного народа.

«Ведь, по сути, сведения о потерях доказывают преступления, совершенные на территории Донбасса армией под началом своего главнокомандующего – Владимира Путина, – утверждает он. – Это главное свидетельство преступлений режима и одновременно главный сюжет неизбежного для президента РФ Гаагского трибунала, который рано или поздно будет заниматься Путиным».

Как считает глава фонда «Общественная экспертиза», для Путина – это еще и вопрос личной безопасности: «Отсюда такое стремление засекретить эти данные и таким образом подставить под угрозу уголовной ответственности людей, которые пытаются выявить роль российских военных в событиях на востоке Украины. Президент каким-то образом пропустил доклад Немцова “Путин. Война”, но сейчас старается не допустить серьезных расследований преступлений на Донбассе».

По словам Яковенко, Путин хочет создать ситуацию, при которой любой человек, любой патриот России, желающий выяснить, что же происходит с российскими войсками в Украине, при желании будет элементарно подведен под уголовную статью.

Схожего мнения придерживается директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право», член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко. На его взгляд, новый указ вводится только для того, чтобы еще больше засекретить то, что происходит на востоке Украины.

«Потому что по официальным данным российские военные там не воюют, – пояснил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – И вот потери в невоюющей армии потери объявлены государственной тайной. Это как в старинной присказке: из несуществующих драконов – драконов с двумя хвостами не существует тем более».

Как ему представляется, указ касается прежде всего Минобороны, которое теперь на полном основании не будет представлять никаких данных о потерях своих военнослужащих, участвующих в различных спецоперациях: «Это просто дает право Минобороны ничего не комментировать и не говорить по данной теме. Сейчас, в принципе, военное ведомство в соответствии с законом обязано отвечать на запросы журналистов, общественных организаций, депутатов и так далее, хотя зачастую делает это чисто формально».

Правозащитник заявил, что не располагает данными о потерях российских военных в Украине.

«Минобороны вообще не публикует не то чтобы статистику потерь в результате спецопераций, но и информацию о любых других потерях армии в мирное время, – констатирует он. – Мы уже давно, лет как шесть-восемь, не имеем никаких официальных данных на этот счет».

Сведения о погибших военнослужащих поступают к правозащитникам только через СМИ и частично по линии прокуратуры, говорит Кривенко и предполагает, что теперь и эти информационные каналы будут перекрыты.

Это нарушение конституционных прав населения на получение информации, уверен директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право»: «Вооруженные силы РФ – не частная компания, они содержатся на средства налогоплательщиков, в них служат граждане России, поэтому цели, методы и способы действия армии должны находиться под общественным контролем и быть открытыми для всех».

По его убеждению, это возврат во времена Советского Союза, когда, например, данные о потерях в Афганистане были секретными и не публиковались.

Согласно официальной статистике, за две чеченские кампании в России погибли не менее 7596 военнослужащих, из них 3927 человек - в 1994–1996 годах. А во время конфликта 2008 года на территории Грузии (включая Южную Осетию), по данным Генштаба, были убиты 74 российских солдата и офицера.

XS
SM
MD
LG