Линки доступности

Кого в Москве именуют русофобами


Эксперты – о возможных последствиях российских кибератак

Обвинения, выдвинутые Соединенными Штатами в адрес Москвы по поводу вмешательства РФ в президентские выборы в 2016 году, стали отличным пиаром для России, написал в воскресенье на своей странице в Facebook глава Комитета по международным делам Совета Федерации РФ Константин Косачев.

Это заявление было сделано в связи с обвинениями в адрес 13 россиян, выдвинутыми в ходе расследования, руководимого спецпрокурором Робертом Мюллером.

Косачев выразил сомнения в том, что «13 неизвестных персонажей» могли повлиять на выборы президента «в самой богатой, сильной, могущественной стране мира с эталонными институтами демократии», и добавил: «Вы можете себе представить более мощный пиар для России, которая в этом случае становится демиургом, управляющим миром? Ибо в ответ на насмешливые сравнения ВВП, военных потенциалов, ценностей и альянсов оказалось достаточным подготовить 13 человек и добиться своих целей».

Напомним, что в числе тех, в чьей адрес выдвинуты обвинения, – петербургский предприниматель, хозяин нескольких бизнес-структур, включая «Агентство интернет-исследований» («Фабрику троллей»), Евгений Пригожин, входящий, как сообщается, в ближний круг президента РФ Владимира Путина. Напомним также, что, как отмечается в контексте расследования, число сотрудников «Фабрики троллей» составляло около 80 человек, старавшихся через социальные сети повлиять на ход президентской кампании.

Советник президента Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер назвал собранные Мюллером доказательства неопровержимыми. Глава МИДа РФ Сергей Лавров назвал их «трепотней».

В аналогичном стиле Кремль отреагировал и на недавние обвинения в организации в прошлом году кибератаки с использованием вируса NotPetya, который вывел из строя часть украинской инфраструктуры и нанес ущерб компьютерам по всему миру.

Напомним, что в заявлении пресс-секретаря Белого дома Сары Хакаби Сандерс по этому поводу говорилось, что совершенная в июне 2017 года российскими вооруженными силами атака «охватила весь мир, нанеся ущерб на миллиарды долларов в странах Европы, Азии и американского континента».

Белый дом выступил с заявлением вслед за Великобританией. Вскоре их поддержали Дания и Австралия. По данным СМИ, расследования относительно «корней происхождения» вируса продолжаются во Франции и других странах.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на обвинения со стороны МИД Великобритании о причастности России к кибератакам сказал журналистам: «Это не что иное, как продолжение опять же не основывающейся на каких бы то ни было доказательствах русофобской кампании».

Член политического комитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» отметил, что русофобия стала в России универсальным объяснением «на все случаи жизни». По его словам, это же объяснение приводилось, когда выяснилось, что российских спортсменов не пускают на Олимпийские игры.

«Оказывается, все это русофобия, – констатировал Митрохин. – Против нас ополчился весь мир, мы в кольце врагов, которые постоянно нас дискредитируют. Но задуматься бы, с чего это вдруг весь мир, включая Австралию, так сильно возненавидел Россию, с какого перепуга? А просто это очень удобно. Не надо ничего объяснять, доказывать, обосновывать свою позицию. Русофобия – и все».

По словам политика, это свидетельствует о тупике, в котором оказалась российская дипломатия.«А дипломатия не может не быть в тупике, если в тупик заводит вся внешняя политика, – продолжает Сергей Митрохин. –Внешняя политика, как и внутренняя, строится на бесконечном вранье, искажении истины и пиаре. Все делается для оправдания своих неблаговидных действий. И под это заточены вся пропаганда, аргументация и заявления».

Москва занимается не решением реальных проблем, а попытками выгодно себя представить в контексте бесконечных проблем, резюмирует Митрохин.

Независимый аналитик Александр Гольц считает, что для столь серьезных претензий, как заявления о кибератаках, нужны основательные экспертные заключения. И, как он полагает, страны, напрямую обвинившие Россию в распространении NotPetya, таковыми располагают.

«Тема российских хакеров, или тех, кто запускает вирусы, – равно как китайских и северокорейских "умельцев" – отныне постоянно будет присутствовать в мировой политике, – подчеркивает Гольц. – Совсем недавно США выдвинули обвинение против группы россиян, которых заподозрили в попытке вмешиваться в американские выборы. Ясно то, что какие-то российские организации, которые, возможно, ангажированы правительством России, а, возможно, и нет, чрезвычайно увлечены возможностью воздействовать на другие страны через киберпространство. А дальше рано или поздно будут (или не будут) представлены внятные доказательства, и тогда мы узнаем всю правду».

Безусловно, российские власти при желании в любом случае могли бы быстро положить конец деятельности хакеров, убежден Александр Гольц.

«Но мы совершенно ничего не знаем, существует ли хоть какой-то обмен информацией в этом смысле между Россией и другими странами, в частности США, – продолжает он. – Совсем недавно несколько руководителей российских спецслужб посетили Вашингтон. Американцы даже пошли на то, чтобы прекратить на время их визита действия санкций против этих людей. А через некоторое время выясняется, что предположительно российские наемники в нарушение договоренностей Москвы с Вашингтоном пытались атаковать объекты в Сирии».

Правительство США «рассматривает ряд вариантов», рассказал высокопоставленный представитель Белого дома, отвечая на вопрос о том, какие последствия могут ждать Россию в данном случае.

«Мы обещали России последствия, и люди будут ждать ощутимых доказательств, – отмечает эксперт по безопасности из компании Comodo Кеннет Гирс, работающий в аналитическом центре НАТО по киберобороне. – Иначе это кажется пустым обещанием».

В комментарии телеканалу CNBC помощник президента США по вопросам кибербезопасности Роб Джойс заявил, что американские власти намерены обратиться к своим международным партнерам, чтобы Россия почувствовала последствия своей «неизбирательной атаки».

По мнению Александра Гольца, основная проблема заключается в том, что действия России в конечном счете привели к тому, что доверие к Москве опустилось «на уровень ниже нуля».

«России придется отвечать за свои действия. Москва упирает на то, что ей не предъявлены доказательства. В какой-то момент в той или иной форме она их получит, по крайней мере, должна получить», – заключил аналитик.

По мнению Сергея Митрохина, Россия не получила от кибератак никаких дивидендов: «Напротив, мы заработали только шишки на свою голову: новые санкции, усиление напряженности с другими государствами, очередные барьеры, ведущие к дальнейшей изоляции страны. Что в этом хорошего?»

XS
SM
MD
LG