Линки доступности

Миротворцы на востоке Украины: почему Москва против?


Российские эксперты – о перспективах восстановления мира в зоне конфликта

МОСКВА – Президент Украины Петр Порошенко и канцлер Германии Ангела Меркель, обсудив по телефону положение на востоке Украины,выступили за организацию в ближайшей перспективе новой встречи в формате «нормандской четверки» в целях обеспечения прогресса по урегулированию конфликта и введения миротворческого контингента в зону противостояния. Об этом сообщается в среду на сайте украинского президента.

«П. Порошенко и А. Меркель высказались за проведение в ближайшие дни встречи министров иностранных дел “нормандской четверки” для обсуждения актуальных вопросов дальнейшего прогресса по выполнению Минских договоренностей и введения миротворческой миссии на Донбассе», – говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте президента Украины

Киев неоднократно поднимал тему ввода международных миротворцев на восток Украины. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин просил об этом генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.

Вашингтон поддерживает инициативу Киева, Москва, судя по высказываниям официальных лиц, выступает против этого, ссылаясь на необходимость в первую очередь выполнять Минские соглашения.

Профессор Высшей школы экономики Юлий Нисневич полагает, что миротворческая идея вновь поднята на высоком уровне в связи с тем, что затишье на востоке Украины остается весьма хрупким, а миссия ОБСЕ не вполне справляется с возложенными на нее обязанностями.

«У команды ОБСЕ нет опыта серьезных миротворческих операций, – заметил Нисневич в Русской службе «Голоса Америки». – Это больше прерогатива ООН. Но в недрах ООН принятие решения серьезно затруднено из-за необходимости соблюдения целого ряда формальностей, к тому же это довольно длительная процедура».

Как представляется Нисневичу, в Европе вначале полагали, что в рамках наблюдательной миссии ОБСЕ можно решить задачу локализации конфликта на Донбассе: «Но в последнее время по этому поводу появились сомнения, и на Западе стали склоняться к миротворческой миссии».

Негативное отношение Кремля к привлечению миротворцев профессор объясняет двумя моментами.

«Налицо проблема с составом контингента, – подчеркнул он. – Понятно, что Украина и европейские страны ни в коем случае не хотят участия в процессе российских военных. Есть ощущение, что для Москвы – это один из основных камней преткновения, отсюда и идут разные политико-дипломатические игры».

Кроме того, по мнению политолога, Россия выступает против еще и потому, что миротворческий контингент способен «закрыть на замок» границу с Украиной в зоне противостояния.

«Это корень проблемы, – утверждает Нисневич. – Наблюдательная миссия ОБСЕ границу перекрыть не в состоянии, а миротворцы, в принципе, могут».

Профессор предполагает, что Москва «не будет выступать резко против, но постарается, используя формальные возможности, тормозить процесс».

Юлий Нисневич напомнил, что решение по этому вопросу должен принять Совбез ООН, где у России есть право вето.

Директор Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) Вячеслав Игрунов также считает, что Москва выступает против введения миротворческого контингента на востоке Украины.

«Проблема заключается в том, что как бы там ни было, миротворческий контингент никогда не бывает полностью нейтральным, – отметил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – А для того чтобы контингент выполнял свои функции нормально, он должен быть приемлем для обеих сторон».

На его взгляд, сегодня очень трудно представить такой состав контингента, который бы одновременно удовлетворил как Киев, так и Донбасс.

«В сущности, в мире сложились достаточно консолидированные антисепаратистские настроения, и сложно вообразить, кто бы вообще мог оказаться приемлем для Донбасса, кроме, разумеется, российских войск, с чем никогда не согласится Киев», – убежден Игрунов.

При этом, как ему видится, Россия стратегически заинтересована в том, «чтобы конфликт ушел».

«Но здесь имеет значение условия мира, – продолжил директор ИГПИ. – Мир – да, но не через капитуляцию сепаратистов. А сейчас, когда даже Минские соглашения с обеих сторон не выполняются, трудно себе представить, как это можно осуществить».

Вместе с тем Игрунов полагает, что шансы на реализацию миротворческой идеи есть.

«Это станет возможно, если, допустим, между Меркель и Москвой удастся найти взаимопонимание о статусе миротворческих сил и о том, кто может выполнять эту роль», – предположил он.

Одновременно эксперт выразил опасение, что воплотить идею в жизнь будет крайне трудно.

XS
SM
MD
LG