Линки доступности

Москва и Вашингтон: приверженность Договору СНВ-III на фоне разногласий


Будущее договора в контексте ухудшающихся двусторонних отношений вызывает тревогу экспертов

МОСКВА – В мире положительно оценивают намерение США и России придерживаться выполнения обязательств по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), что, однако, по мнению экспертов, отнюдь не сулит безоблачного будущего для договора в свете многочисленных проблем, существующих в отношениях Вашингтона и Москвы.

В частности, Wall Street Journal пишет: «Оба правительства декларировали это (соблюдение буквы документа – В.В.), невзирая на продолжающие ухудшаться отношения, но перед ними все еще стоит задача продлить договор, когда срок его действия истечет через три года на фоне разногласий по поводу другого соглашения по оружию».

Тем временем, Соединенные Штаты выразили уверенность, что Вашингтон и Москва будут соблюдать свои обязательства по двустороннему СНВ- III.

Как отметила пресс-секретарь Госдепартамента США Хизер Нойерт 5 февраля: «Соединенные Штаты в августе 2017 года выполнили важнейшие пункты СНВ- III. В настоящее время мы считаем, что Россия также продвинулась к выполнению этих условий. У нас нет оснований полагать, что российское правительство их не выполнит».

СНВ- III был подписан в Праге 8 апреля 2010 года тогдашним президентом США Бараком Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым. Договор вступил в силу 5 февраля 2011 года.

Договором предусмотрено сокращение ядерных боезарядов Вашингтоном и Москвой до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков — до 700 единиц.

Россия полностью выполнила свои обязательства по сокращению СНВ и в ближайшее время передаст США официальное уведомление с конкретными цифры на этот счет, говорится в обнародованном накануне заявлении МИД РФ.

«При этом Российская Федерация настоятельно призывает США продолжить конструктивный поиск взаимоприемлемых решений в отношении проблем, связанных с переоборудованием и исключением из зачета средств СНВ, а также любых других вопросов, которые могут возникать у сторон в контексте выполнения положений Договора о СНВ», – уточнили в ведомстве.

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений и Стокгольмского института изучения проблем мира Петр Топычканов назвал заявления Госдепа и МИДа РФ относительно СНВ очень важными, поскольку в предыдущий период Вашингтона и Москвы «озвучивали позиции, которые вызывали озабоченность у остальных ядерных и неядерных стран».

«Суть их подходов заключалась в том, что и той, и другой стороне нужно модернизировать свои ядерные силы, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Обе стороны также поднимали вопрос, насколько надежным и честным является партнер по двусторонним соглашениям. Ситуация выглядела очень близкой к тому, что двусторонний контроль над ядерным разоружением очень скоро прекратит свое существование».

По словам эксперта, в ряде столиц даже возникло подозрение, что как минимум одна из сторон, а, возможно, и обе сразу были заинтересованы в том, чтобы сломать контроль над ядерным вооружением, избавиться от всех ограничений и строить свои ядерные арсеналы, уже исходя из собственного понимания того, что требуется для обеспечения национальной безопасности.

Думаю, что от Вашингтона и Москвы другие страны мира ожидают большего»

«В таком контексте заявления Россия и США, что они все-таки будут привержены своим обязательствам по договору СНВ-3 – хороший знак, – констатировал он. – Но мне кажется, что он, по сравнению с теми озабоченностями, которые существуют, малозначительный. Думаю, что от Вашингтона и Москвы другие страны мира ожидают большего».

Как отметил Петр Топычканов, в целом ситуация складывается неблагоприятно для позитивного развития российско-американских отношений.

«В частности, последние заявления отнюдь не снимают вопроса, что будет с договором о ракетах средней и меньшей дальности. А без хотя бы временного компромисса по нему в отношении существующих взаимных претензий вряд ли сторонам удастся достичь прогресса и на треке продления договора о стратегических наступательных вооружениях или заключении нового договора взамен нынешнего», - резюмировал эскперт.

В свою очередь, заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов полагает, что с российской точки зрения крайне важно сохранить этот договор.

«И здесь никаких сомнений нет, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – Из Москвы – в отличие от Вашингтона – не исходила существенная критика договора. Но Москва, вполне понятно, подчеркивала при этом свою принципиальную позицию, основанную на том, что выполнение договора связано с общим контекстом вопросов стратегической стабильности и контроля над вооружениями».

Кроме того, СНВ- III и РМСД – краеугольные камни российско-американских отношений в целом»

Поэтому, по оценке эксперта, для Москвы это очень важный результат во многих отношениях: «Во-первых, это сохраняет сам договор по СНВ, значимость которого неоспорима. Во-вторых, тем самым укрепляется, в принципе, общий режим контроля над вооружениями, вернее, предотвращаются новые возможности его дальнейшего разрушения, если не обвала. Кроме того, СНВ- III и РМСД – краеугольные камни российско-американских отношений в целом».

На самом деле, за порогом этого лежит конфронтация и гонка вооружений, и все отчетливо понимают это, утверждает завотделом европейской безопасности Института Европы.

«Что будет на самом деле, и не готовятся ли стороны прикрыть подобными договоренностями какие-то другие, неприятные друг для друга шаги в сфере международной политики, остается вопросом. Было бы очень обидно, если бы это оказалось так», - заключил Дмитрий Данилов.

XS
SM
MD
LG