Линки доступности

В Москве реконструировали Соборную мечеть


В ней одновременно могут свободно поместиться десять тысяч верующих

МОСКВА – В Москве после 10-летней реконструкции торжественно открыли самую крупную в Европе соборную мечеть. Церемония открытия прошла при участии президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, а также главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса.

По данным ТАСС, в ходе реконструкции площадь храмового комплекса была увеличена в 20 раз. Намаз в ней могут одновременно совершать десять тысяч верующих.

Мечеть украсили главный купол, два больших минарета, малый минарет и четыре башни. Купол покрыт сусальным золотом, а минареты отдаленно напоминают Спасскую башню Московского Кремля и башню Казанского кремля. Стоимость работ по реконструкции составила около $170 млн.

Но все ли проблемы мусульманской общины столицы тем самым решены? Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты считают, что до этого еще очень далеко.

Журналист, ведущая религиозной рубрики «Ежедневного журнала» Светлана Солодовник заметила, что последователи ислама и православия по числу религиозных сооружений в столице России находятся явно не в равном положении.

«В Москве всего 5 мечетей, – констатировала она. – А храмов по статистике РПЦ где-то около 900. На самом деле из старых храмов действуют около 400. Поэтому и была принята “Программа-200”, в соответствии с которой в новых районах почти в обязательном порядке строят храмы. Так что сравните сами».

«Программа-200» реализуется фондом «Поддержки строительства храмов города Москвы» при участии Правительства Москвы. В план программы входит разработка проектов и строительство 200 новых церквей на территории всех округов города. Строительство планируется из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей, при нормативе для пешеходной доступности около 1 км.

Солодовник подчеркнула, что мусульмане неоднократно высказывали недовольство тем, что православные храмы в Москве строятся, а мечети – нет.

«Они обращались в правительство столицы с просьбой выделить землю для строительства новой мечети, но пока не получили разрешения, – добавила она. – Представители мусульман, обосновывая свои требования, утверждают, что в дни больших религиозных праздников в небольших мечетях скапливается много народа, и местные жители из прилегающих домов недовольны этим. Однако пока им навстречу не идут, и они, естественно, недовольны этим, что вполне справедливо».

При этом религиовед считает, что ввод в строй реконструированный мечети – хоть и запоздалый, но правильный шаг: «Удовлетворять духовные потребности мусульман, безусловно, нужно. Чтобы люди не чувствовали себя ущемленными и понимали, что их интересы учитываются, что они равноправные граждане в своей стране».

Член совета директоров российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы, правозащитник Валерий Борщев согласен, что проблема строительства мечетей для столицы более чем актуальная.

«Проблема острая, – продолжил он. – Мечетей в Москве, да и в целом по России, не хватает. Конечно, в столице нужны еще мечети, поскольку мусульманское население города значительно возросло. Ни Соборная мечеть, ни другие всех желающих не вмещают».

Борщев выразил надежду, что проблема будет решаться.

«Конечно, о равенстве конфессий тут говорить не приходится, – полагает он. – Эта тема стоит в повестке дня, она обсуждается. Но здесь возникает проблема, где строить. Очень часто население высказывается против».

По мнению правозащитника, надо более тонко и серьезно продумывать адреса строительства.

Поможет ли отвлечь молодежь от идей радикального исламизма строительство новых мечетей в стране? Валерий Борщев в этом не уверен: «В том же самом Татарстане, где нет серьезных проблем с мечетями, агитация в пользу нетрадиционного ислама, тем не менее, ведется активно, и надо сказать, небезуспешно».

Однако вне зависимости от этого, мечети в стране строить надо, резюмировал правозащитник.

XS
SM
MD
LG