Линки доступности

45 лет назад советские танки прошли по Праге


Советская бронетехника на улицах Праги. 23 августа 1968 г.
Советская бронетехника на улицах Праги. 23 августа 1968 г.

Эксклюзивное интервью с заведующим отделом истории славянских народов Центральной Европы в новое время Института славяноведения РАН Борисом Носовым

45 лет назад, 21 августа 1968 года, войска пяти государств – участников Организации Варшавского договора – вторглись в Чехословакию. Это положило конец реформам «Пражской весны». О значении событий тех лет, об их последствиях и главных уроках корреспондент Русской Службы «Голоса Америки» побеседовал с заведующим отделом истории славянских народов Центральной Европы в новое время Института славяноведения РАН Борисом Носовым.

Виктор Васильев: Насколько этот момент оказался важным для государств, войска которых приняли участие во вторжении, так и в целом, в масштабах всемирной истории?

Борис Носов: Разумеется, это было очень значительное событие для всей Восточной и Центральной Европы. Люди в Чехословакии и других странах-союзниках СССР восприняли вторжение, как трагедию. До этого, несомненно, теплились надежды на то, что необходимые прогрессивные реформы общественного устройства будут проведены не только в Чехословакии, но и в Советском Союзе, Польше, других социалистических странах.

Ввод войск ряда стран Варшавского договора в Прагу поставил крест на этих надеждах. Стало ясно, что прекратила существование идея об ограниченном суверенитете социалистических стран, о трактовке социалистического интернационализма в том духе, что все важнейшие вопросы будут решаться коллективно братскими коммунистическими партиями. По существу, все решалось в Кремле на уровне Политбюро. Это со всей очевидностью продемонстрировало наступление того периода в нашей истории, который в дальнейшем получил название «эпохи застоя».

Мне думается, что главный урок тех лет в следующем: события в Чехословакии положили начало трансформации общественного сознания в странах социалистического лагеря. Трансформация эта развивалась в направлении перехода от идей совершенствования социализма – к идеям антикоммунизма.

Все оппозиционные реформистские силы, которые до 1968 года связывали совершенствование общественного строя и улучшение жизни народов в наших странах с подлинным марксизмом, с ценностями истинного социализма, с идеями «социализма с человеческим лицом» впоследствии постепенно отказались от марксизма, как от общественного учения.

Собственно говоря, этот переход завершился уже в 1980-е годы, а наивысшей точкой антикоммунистических настроений в Советском Союзе и ряде других стран стали «бархатные революции» 1980-90-х. Все вместе взятое привело к крушению СССР и социалистического строя в нашей стране. В известной мере символично то, что годовщина ввода советских танков в Прагу совпала с годовщиной крушения планов ГКЧП в августе 1991 года.

В.В.: Позиция западных стран, в частности США, могла тогда как-то кардинально повлиять на ситуацию – например, помочь добиться вывода войск из оккупированной Чехословакии?

Б.Н.: Западные страны, разумеется, осудили акцию стран Варшавского договора, но сделали это исключительно с международно-правовой точки зрения. Это было осуществлено в рамках союза восточно-европейских стран, в рамках существовавших между ними договоренностей и в рамках разделения мира на две системы, которые сложились после Второй мировой войны. Поэтому, осуждая вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию, западные страны не предприняли и не могли предпринять каких-то действий, направленных против Советского Союза и его союзников. Это грозило развязыванием Третьей мировой войны. Никто бы на это не решился.

В.В.: СМИ распространили новость, что в Софии осквернили памятник советским воинам, и это было приурочено к годовщине ввода войск в Прагу. Многие уже подзабыли, что в коалицию тогда входила Болгария...

Б.Н.: Да, среди прочих войск была и болгарская бригада. Думаю, что любые подобные эксцессы, которые сейчас нередки – и не только в странах бывшего социалистического лагеря, но и в нашей стране – связаны отнюдь не только с прошлыми историческими событиями. Это отражение сегодняшней политической борьбы. Задача определенных сил в странах Восточной и Центральной Европы, как и в России, доказать пагубность для народов опыта социализма. В происходящем нет ничего удивительного, надо давать этому верную оценку.

P.S. В момент вторжения в Праге находилась американка Ширли Темпл Блэк – бывшая кинозвезда, сделавшая дипломатическую карьеру. Она прибыла, чтобы занять пост посла США в свободной Чехословакии. Однако ей пришлось ждать этого назначения до 1989 года, когда рухнул коммунистический режим.
XS
SM
MD
LG