Линки доступности

Надежда Савченко, Роман Селезнев и двойные стандарты


Надежда Савченко (Архивное фото)
Надежда Савченко (Архивное фото)

Что общего между делом украинской военнослужащей и российского хакера?

МОСКВА – Находящаяся в российском СИЗО украинская летчица Надежда Савченко настаивает, чтобы ее вернули на родину, сообщили в пятницу 11 июля российские СМИ со ссылкой на адвоката задержанной Николая Шульженко.

«Естественно, она просит, чтобы ее отправили на родину», – сказал адвокат.

Савченко обвиняется Следственным комитетом России (СКР) в причастности к гибели на востоке Украины журналистов телеканала ВГТРК. В тот день, когда они попали под обстрел, утверждает обвинение, летчица была корректировщиком огня.

Позже в пятницу официальный представитель СКР Владимир Маркин в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил, что Россия не намерена возвращать Украине Надежду Савченко. По его словам, к российским властям никто не обращался относительно ее освобождения.

Вскоре после этого уполномоченная по правам человека Украины Валерия Лутковская официально обратилась по этому поводу к президенту Владимиру Путину. Омбудсмен считает обвинения в адрес гражданки Украины абсурдными.

В свою очередь, как отметил Шульженко, он поддерживает связь с родственниками украинской гражданки, однако ни посетителей, ни журналистов к ней не пускают. А самое главное, что к Надежде Савченко пока (на момент сдачи материала) не смогли пробиться даже украинские дипломаты, несмотря на все их старания.

Член совета Правозащитного центра «Мемориал», руководитель программы «Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов» Сергей Давидис убежден, что права Савченко, «безусловно, нарушены».

«Будучи военнослужащей украинской армии, она действовала на территории своего государства, – пояснил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – И даже если бы – о чем пока нет никаких оснований говорить – Савченко действительно совершила какие-то преступления против граждан России, то ситуацию требовалось урегулировать исключительно цивилизованным образом».

По его мнению, РФ должна была вначале предпринять ряд юридических процедур – возбудить против подозреваемой уголовное дело, и направить обоснованный запрос о ее выдаче украинским властям.

«Ничего это в помине не было, – констатировал Давидис. – А выглядит это на сегодня крайне неприглядно. Получается, что случайно попавший в руки мятежников человек затем в пропагандистских целях привезен на территорию РФ. А чтобы закамуфлировать это, придумана бредовая история, что она под видом беженки якобы перешла границу».

На его взгляд, официальная версия задержания Савченко выглядит абсолютно неправдоподобно.

«Так или иначе, к ней должны допустить консула, – полагает он. – Тогда картина станет нам больше понятна. Разумеется, веры в то, что она сама перешла границу, нет никакой. На самом деле, попав в плен, она затем была перевезена в Россию в результате соглашения между мятежниками и российскими властями. И ее вполне можно назвать если не заложницей, то уж похищенной».

Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев также считает, что у Савченко есть все основания требовать своего возвращения на родину.

«В первую очередь, необходимо, чтобы к ней были допущены украинские консульские работники, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Обратите внимание, мы добиваемся от американцев, чтобы они незамедлительно допускали российских дипломатов к задержанным в США нашим соотечественникам. Тем более, во всяких сложных случаях – таких, например, как с российским хакером Романом Селезневым».

Напомним, МИД РФ настаивает, что Селезнев был «фактически похищен» американскими спецслужбами, в Вашингтоне, напротив, считают, что в отношении подозреваемого в хакерстве россиянина были произведены абсолютно законные действия.

Как представляется Льву Пономареву, положение, в котором оказалась Савченко, таит много опасностей.

«Я не знаю всех обстоятельств дела, но то, что оно политизировано, и СКР будет заинтересован сделать из нее террористку – это очевидно», резюмировал он.

С точки зрения Сергея Давидиса, здесь налицо политика двойных стандартов со стороны Москвы.

«Властям Российской Федерации не привыкать к двойным стандартам, – заметил он. – В общем, это обычная практика. Это хорошо иллюстрируют дела политзаключенных. Например, вывешивание российского флага в Украине и вооруженный мятеж под российским стягом считается благим и допустимым делом».

При этом Давидис подчеркнул, что ситуации, связанные с Савченко и Селезневым, на его взгляд, совершенно разные.

«Потому что российский гражданин был задержан специальными органами Мальдивских островов и затем официальным образом передан США, – продолжил он. – Обоснованно, необоснованно – это предмет разбирательства в суде».

А в случае с Надеждой Савченко ничего похожего нет, уверен Сергей Давидис.

«Здесь речь идет именно о похищении – вначале незаконными вооруженными формированиями, а потом – при непосредственном участии российских властей. Поэтому тут вдвойне двойные стандарты», – заключил правозащитник.

XS
SM
MD
LG