Линки доступности

Москва: Всероссийский съезд в защиту прав человека


Лев Пономарев
Лев Пономарев

Это второй подобный форум после «чрезвычайного» – состоявшегося в 2001 году

МОСКВА – Соблюдения властями Конституции страны, отмены ряда репрессивных законодательных актов, включая законы об «иностранных агентах» и «Димы Яковлева», а также ликвидации главного управления по противодействию экстремизму (центра «Э») МВД РФ потребовали делегаты Всероссийского съезда в защиту прав человека. Съезд начал свою работу в воскресенье, 26 ноября, в московской гостинице «Космос» и завершит ее в понедельник.

Форум созван по решению Правозащитного Совета России. В оргкомитет мероприятия вошли руководители наиболее известных правозащитных организаций: Людмила Алексеева, Сергей Ковалев и Валерий Борщев (все – из Московской Хельсинкской группы), Лев Пономарев («За права человека»), Светлана Ганнушкина («Гражданское содействие»), Александр Черкасов (ПЦ «Мемориал»), Наталья Таубина («Общественный вердикт»), Григорий Мельконьянц и Лилия Шибанова (оба из организации «Голос»), и Сергей Кривенко («Гражданин и армия»).

В работе форума участвуют гражданские активисты и общественные деятели, журналисты, ученые, члены Совета по правам человека, представители интеллигенции, а также инициативные группы граждан, отстаивающих свои права: профсоюзные деятели, квартирные дольщики и очередники, борцы за общежития, пострадавшие из-за валютной ипотеки лица, кубанские фермеры, осужденные дальнобойщики и их родственники.

Большинство делегатов съезда проголосовало за решение не допускать на него представителей телеканалов НТВ и РЕН ТВ, которые правозащитники и гражданские активисты рассматривают как провокационные.

Председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина в интервью Русской службе «Голоса Америки» еще до начала мероприятия выразила надежду, что съезд поможет привлечь внимание к многочисленным проблемам, стоящим перед российским обществом в целом, а не только к тем, что существуют в контексте прав человека.

«У нас не действует правоохранительная система – так, как ей должно действовать в нормальном государстве. Фактически нет законодательной ветви власти, а о независимости суда и говорить уже становится нелепо, – сказала Ганнушкина. – Это недопустимо, и на самом деле ведет к краху государства. Нельзя заботиться о самом государстве больше, чем о живущих в нем людях».

По мнению правозащитницы, есть все основания для того, чтобы назвать нынешний съезд чрезвычайным, как и первый аналогичный форум, прошедший еще в 2001 году.

«Ситуация очень и очень тревожная. Причем она опасна не только для тех, кто конкретно занимается правами человека с акцентом на слове человек, но и, повторю, для государства. Мне кажется, что катимся в худшие времена своей истории», – констатировала она.

Вместе с тем Светлана Ганнушкина убеждена, что правозащитное и гражданское сообщество России, несмотря ни на что, не сломлены и продолжают жить и развиваться.

С приветствием к участникам съезда должна была выступить глава Московской Хельсинкской группы (МГХ) Людмила Алексеева, но не смогла этого сделать по состоянию здоровья. Текст ее обращения зачитал Валерий Борщев.

Затем глава движения «За права человека» Лев Пономарев представил доклад, подготовленный совместно с Людмилой Алексеевой.

Авторы документа, в частности, назвали силовые структуры РФ главными нарушителями конституции, ответственными за массовые нарушения прав человека.

«Поэтому главная задача гражданского общества – противостоять их разрушительной деятельности», – подчеркивается в докладе.

По оценке авторов доклада, урезание прав и свобод граждан проходит под флагом борьбы с терроризмом и экстремизмом, что ведет к пагубным последствиям.

«По статистике судебного департамента, число осужденных по уголовным статьям за преступления против основ конституционного строя и безопасности с 2003 года увеличилось в 28 раз, – отмечается в докладе. – Можно ли поверить, что численность преступников у нас увеличилась в 28 раз? Конечно, нет! Дело в усилении давления государства на общество».

Главным экстремистом стало государство, утверждают авторы документа.

«Если маховик репрессий продолжит раскручиваться, люди, получившие в 90-е годы прививку свободы, прежде всего молодежь, не смогут это терпеть, станут сопротивляться и от ненасильственных методов, которыми действуют сейчас, начнут переходить к насильственным. Может возникнуть ситуация неконтролируемого насилия «всех против всех», – предупреждают Алексеева и Пономарев.

По словам правозащитников, центр «Э» МВД РФ «фактически выполняет функции пятого управления КГБ СССР, которое следило за диссидентами и преследовало их», и в своем нынешнем виде он должен быть ликвидирован.

Главным оппонентом докладчиков заочно выступил Сергей Ковалев, в прошлом – глава Совета по правам человека. Текст его послания с трибуны съезда зачитал председатель правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

С точки зрения Сергея Ковалева, не выдерживает критики первая же фраза документа («…в России продолжается… трансформация из тоталитарного государства в демократическое»).

«Помилуйте! – восклицает Ковалев. – Россия наносит последние штрихи в выразительном автопортрете тоталитарного государства».

Не согласен правозащитник и с утверждением, что силовики – основная причина всех бед в стране.

«Это они, оказывается, комплектуют парламент и диктуют ему законы поперек конституции, они захватили телевидение и лгут напропалую, они контролируют печать, овладели судами и раздают (тюремные) срока, – иронизирует Ковалев. – Это «силовые структуры» сделали Чечню «черной дырой». И ни «отдельная персоналия» нашего вроде бы избираемого, но на деле бессменного падишаха, ни его внезапно разбогатевшие друзья тут, разумеется, ни при чем…»

По словам Сергея Ковалева, в России сегодня возникла «мода на провластных и привластных правозащитников».

«Правозащитник – всегда оппонент власти, – подчеркивает он, – любой власти. Без оппонентов любая власть немедленно становится «хозяином в доме». Но ведь в приличном доме власть – всего лишь временный управляющий. А хозяин – народ».

Правозащитник убежден: безропотное терпение – отнюдь не гражданская позиция, а общество без граждан – «это тот самый «каждый народ», который заслуживает своего правительства».


Участники и гости съезда намерены выработать совместный план реагирования гражданского общества на существующие вызовы и угрозы, который найдет отражение в итоговой резолюции форума.

XS
SM
MD
LG