Линки доступности

Прогноз ЕБРР об экономике РФ


Яков Миркин: «Жизнь покажет, в какую сторону развернется экономическая динамика в России»

МОСКВА – В соответствии с прогнозом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Россию ожидает не стагнация, как предсказывалось ранее, а рецессия вкупе с повышенным уровнем инфляции. В ЕБРР увязывают негативные процессы с введенными в отношении РФ санкциями.

«Инвестиционная уверенность и экономическая активность в России, вероятно, останутся слабыми, отражая влияние санкций ЕС и США и ответных санкций России на слабую экономику», – прогнозируют аналитики банка.

Официальный прогноз Министерства экономического развития РФ по росту ВВП на 2014 год – 0,5%, на 2015-й – 1,2%.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» ситуацию прокомментировал профессор Яков Миркин, председатель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН.

Виктор Васильев: Насколько, по-вашему, точен прогноз ЕБРР?

Яков Миркин: Это один и вариантов развития событий, поскольку экономическая ситуация в России во многом зависит от мировых цен на сырье, прежде всего, на нефть и газ. Эти переменные цены являются волатильными. Нефть и газ – преимущественно финансовый товар, и обычно в прогнозах цены на сырье все ошибаются. Поэтому, как один из возможных вариантов, это действительно может произойти. Но, понятно, что может быть и альтернативный вариант при росте цен на сырье. Также понятно, что ситуация зависит от экономической динамики в Европейском союзе, с которым Россия тесно связана – в первую очередь, поставками сырья. И рост спроса на сырье, соответственно, будет повышать и экономическую динамику в России. Третий фактор – фактор риска, связанный с украинскими событиями и санкциями. Здесь тоже масса неопределенности в зависимости от того, будет ли ослабляться или наоборот усиливаться санкционный режим. Действительно, это является одним из факторов, который может воздействовать на макроэкономическое положение России. В общем, к прогнозам нужно относиться очень осторожно, они меняются несколько раз в год. Это, по сути дела, экстраполяция только сложившейся тенденции. А жизнь покажет, в какую сторону развернется экономическая динамика в РФ.

В.В.: Многие отмечают, что контрмеры, принятые Россией в ответ на западные санкции, могут повысить инфляцию в стране на 1-2 пункта. Получается, что этот удар в известной мере направлен против самих себя?

Я.М.: Все подобные расчеты весьма условны. Экономика – чрезвычайно сложная система. Экономика, инфляция, финансы – это равнодействие многих факторов. И когда кто-либо вычленяет какой-то один фактор и говорит, что именно он будет вносить основной вклад, например, в инфляцию, это, скорее всего, связано с огромными неточностями и ошибками. Более правильно здесь рассматривать сценарные подходы, когда одновременно изучается воздействие различных факторов. С академической точки зрения, вытаскивать один фактор в таких сложнейших системах, выхватывать один кусочек мозаики из общей картины можно, но это мало что значит. Сейчас бессмысленно рассуждать о количественном воздействии санкций в ту или иную сторону. Понятно, что это большая неприятность, что, это, грубо говоря, потеря бизнеса как в России, так и в ЕС. Но при этом понятно, что одновременно будут задействованы и компенсационные механизмы. Насколько они окажутся эффективными, или наоборот не будут оживлять динамику, сейчас никто сказать не может.

В.В.: Один из выводов ЕБРР: сентябрьские санкции стали наиболее болезненными для России, поскольку затронули нефтяную сферу. Как вы к этому относитесь?

Я.М.: Эта оценка, от которой, конечно, надо отталкиваться. Но нужно смотреть, как будет развиваться процесс. То есть мы увидим какого-либо рода результаты на протяжении трех-пяти лет. Приведу простые примеры. Кризис 1998 года: цены на сырье очень низкие, долговой кризис в России, спад производства. Через два года наступает время процветания – с погашением внешнего госдолга, быстрой экономической динамикой, накоплением валютных резервов и так далее. Или 2008-й год: кризис, падение ВВП на 7 процентов. Но уже во второй половине 2009-го восстановление позитивной динамики, быстрый рост мировых цен на нефть, газ и восстановление роста. Это все не детерминированная система. Санкции – вызов, который бросается экономике, и любая экономика ищет на него ответ. Поскольку даже поставки оборудования (для нефтедобывающей отрасли – В.В.) являются вариативными, постольку конечный результат ответа на этот вызов неизвестен. Мы увидим, что собственно произошло, каковы результаты санкций и с той, и с другой стороны, думаю, только через два-три года. Тогда мы узнаем, насколько была глубока эта рана, были ли это царапина или это был лишь удар, на который последовал ответный удар, и обе стороны, наоборот, только выиграли от этого, их экономики оживилась.

XS
SM
MD
LG