Линки доступности

Права человека и будущее американо-российских отношений


Майк Пенс и Дональд Трамп
Майк Пенс и Дональд Трамп

Американская система демократии является гарантом преемственности защиты прав человека

МОСКВА – Избранный президент США Дональд Трамп выступил с первой речью в новом качестве, где обозначил некоторые приоритеты будущей политики и пообещал стать «президентом для всех американцев».

«И даже тем, кто решил меня не поддерживать, я подаю руку, чтобы мы могли вместе работать на благо страны», – сказал он, в частности.

Между тем, политика формируемой сейчас администрации США – пока задача со многими неизвестными. Поэтому, в том числе, в мире весьма неоднозначно восприняли приход к власти Дональда Трампа. Это касается и правозащитных кругов – как международных, так и российских. Ряд экспертов высказали предположение, что команда Трампа будет меньше уделять внимания вопросам защиты прав человека.

Но вот исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев не видит в факте избрания Трампа президентом причин для беспокойства. Он высказал надежду на то, что американская демократическая система, существующая более двухсот лет, будет и впредь оставаться гарантией выполнения президентом обязательств США относительно соблюдения прав человека в других странах.

«Да, Трамп, в моем представлении, популист, – добавил правозащитник в комментарии «Голосу Америки». – Он много чего наговорил (в ходе предвыборной кампании), но делал это, скорее, в рамках «жанра». Новый президент кажется мне вполне системным человеком».

Лев Пономарев признался, что болел за Хиллари Клинтон, хотя и знал, что у нее, как и у Трампа, был высокий антирейтинг.

«У демократов Сандерс, самый пожилой из кандидатов, получил голоса молодежи. Это тоже свидетельство кризиса. Значит, изменения нужны. Думаю, что все-таки есть большое напряжение между банковским капиталом и обычными гражданами. Но что у нас делают банкиры – это вообще никуда не годится, как я считаю. И чудовищный разрыв между бедными и богатыми.

Теперь он, возможно, будет продолжать свои экстравагантные речи, тогда он вступить в борьбу с Конгрессом, и тот его поправит. Есть еще Верховный суд. Так что я не слишком волнуюсь и переживаю».

Лев Пономарев, в 80-ые стоявший у истоков создания в России правозащитного общества «Мемориал», хорошо помнит атмосферу двусторонних отношений тех лет: «Американская государственная машина уже в каком-то виде сталкивалась с чем-то подобным. Помнится, были определенные опасения после избрания президентом Рейгана, который казался непредсказуемым, а он оказался вполне отвечающим духу времени. Разные люди приходили к власти в США, но все всегда заканчивалось благополучно».

Видимо, в Америке есть внутренний кризис – продолжил российский правозащитник, однако стране по силам преодолеть его, считает он.

«Катастрофы в любом случае не будет. Я не могу сказать, что все, что делают американцы, мне нравится. Я категорически был против ввода войск в Ирак.Но с другой стороны, все равно восхищаюсь демократической системой США. Я бы очень хотел, чтобы у нас была такая система. Конечно, мы можем только мечтать, чтобы у нас были те проблемы, которые есть у Америки. Она, по-моему, все свои проблемы благополучно перемелет. В любой стране масса проблем. Но у нас просто катастрофа почти по всем направления, про права человека я даже не говорю. Чтобы избежать кровопролития в России я как раз и занимаюсь правами человека».

Председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, которая в сентябре текущего года стала лауреатом шведской правозащитной премии Right Livelihood Award, в интервью Русской службе «Голоса Америки», напротив, призналась, что она не столь оптимистична в отношении будущего.

Хотя сразу после объявления о том, что Трамп победил, он сразу принес благодарность Клинтон за то, что она так много сделала для американского народа, Светлану Ганнушкину встревожил резкий тон полемики последнего этапа предвыборной кампании.

«Это, как мне кажется, показывает, насколько этот человек поступает не в соответствии со своими убеждениями, а в соответствии с конъюнктурой. Мне показалось это странным. Поэтому я ничего особенного не жду. Поэтому все авансы в отношении взаимодействия с российскими властями и контактов российского и американского народов тоже для меня становятся довольно сомнительными».

«Мне кажется, что правозащитники привыкли и предпочитают разговаривать прямо и честно, без политиканства. Мне кажется, что и политики могут обойтись без политиканства» – выразила надежду российская правозащитница, которая также, как и ее коллега Лев Пономарев, считает, что устоявшаяся система американской власти и демократии не позволит Трампу «сильно выйти из берегов».

«Именно поэтому я предполагаю, что вся эта предвыборная риторика сейчас кардинально изменится. Поэтому трудно сказать, чего ждать. Все-таки в Америке президент – не император, и жители США – это граждане, а не подданные. Как, к сожалению, это бывает в некоторых других странах. И Конгресс там – отнюдь не молчаливый и послушный. Это не парламент, где не место для дискуссий, и не Дума, где никто не хочет думать о последствиях принимаемых решений» – сказала лауреат «альтернативной Нобелевской премии» Светлана Ганнушкина.

XS
SM
MD
LG