Линки доступности

Судьба ДРСМД глазами российских аналитиков


Йенс Столтенберг (архивное фото)
Йенс Столтенберг (архивное фото)

Александр Гольц и Надежда Арбатова – о причинах и следствиях развала договора

НАТО и Россия не достигли прогресса на переговорах о судьбе Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), прошедших в пятницу в Брюсселе. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на заявление генерального секретаря Североатлантического альянса Йенса Столтенберга.

«Мы не увидели никаких признаков прорыва», – констатировал Столтенберг на пресс-конференции, состоявшейся вскоре после окончания заседания Совета Россия-НАТО.

По мнению генерального секретаря НАТО, надежды спасти договор тают с каждым днем. Однако страны-члены альянса по-прежнему не отказываются от попыток убедить Москву в необходимости демонтировать крылатые ракеты наземного базирования типа SSC-8, произведенные в нарушение положений ДРСМД, уточнил Столтенберг.

США намерены выйти из соглашения 2 августа, если Россия не пойдет на ликвидацию этих ракет средней дальности.

В Кремле отвергают все выдвигаемые против Москвы обвинения, настаивая на том, что Россия полностью соблюдает условия соглашения, подписанного в 1987 году президентом Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым. Владимир Путин на днях подписал указ, в соответствии с которым Россия приостанавливает действие ДРСМД на неопределенный срок.

По мнению независимого военного аналитика Александра Гольца, и в Москве, и в Вашингтоне победила точка зрения, сводящаяся к тому, что ДРСМД не нужен, поскольку он только ограничивает возможности каждой из сторон по обеспечению своей безопасности.

«К тому же, – продолжает Гольц, – при взаимном желании еще можно было бы снять претензии, предъявляемые друг другу Россией и США, но требование администрации Трампа подключить к переговорам (по поводу нового соглашения в этой сфере) Китай, в общем, перечеркивает все возможные варианты сохранения договора. Увы, смертный договор ДРСМД подписан».

Сейчас, утверждает политолог, речь идет не о возможности спасти ДРСМД, а о том, чтобы возложить всю полноту ответственность за развал договора на противоположную сторону: «Москве в этом контексте не так дороги сами «спорные» ракеты, которыми можно было бы и пожертвовать (раз на кону стоит безопасность страны). Но она хочет непременно сохранить лицо перед внутренней аудиторией, показав, что не подается внешнему давлению. Поэтому (в России) было сделано огромное количество заявлений, обвиняющих США в развале ДРСМД».

Вдобавок Кремлю кажется, что он ловко избежал обвинений в нарушении договора, уточняет Гольц. В этой ситуации, по его мнению, Путин почувствовал, что у него полностью развязаны руки.

Заведующая отделом Центра европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова считает, что компромиссы между сторонами еще возможны при наличии желания и политической воли. Однако, по ее мнению, сегодня ни в Москве, ни в Вашингтоне не наблюдается стремления отыскать выход из тупика.

«В России за много лет существования ДРСМД о нем никто (из высокопоставленных чиновников и военных) не сказал ни одного хорошего слова, – продолжает Арбатова. – Зато при каждом удобном и неудобном случае утверждали, что договор неравный, что при его составлении Москва в свое время пошла на большие уступки. То, что ДРСМД в определенных российских кругах не пользуется популярностью, – это факт. Похоже, так же обстоит дело и в США».

Арбатова опасается, что в случае разрушения ДРСМД возникнет эффект домино: развалятся и другие договоры в сфере разоружения, включая СНВ-3.

«Конечно, – подчеркивает эксперт, – спасти ДРСМД можно. Но для этого должны быть, по крайней мере, соответствующие импульсы, сигналы. А пока складывается впечатление, что договор не нужен обеим сторонам».

Гольц и Арбатова едины во мнении, что наиболее пострадавшей стороной в случае потенциального размещения американских ракет в Европе после распада ДРСМД станет Россия.

По словам Гольца, реалистично взглянуть на ситуацию российскому руководству мешает «упоение» от того, что военные сообщили об успехах России в создании самых современных вооружений.

«Некоторые эксперты говорят, что и без договора можно обойтись, – продолжает эксперт. – Не думаю, что этот оптимистичный прогноз сбудется. Очевидно, что ДРСМД в своих многочисленных деталях тесно связан с договором СНВ. Как только встанет вопрос о продлении СНВ, все противоречия вылезут наружу. Боюсь, это и сыграет определяющую роль в его судьбе».

XS
SM
MD
LG