Линки доступности

Доллар перевалил за 40 рублей


Москва. Россия. 29 сентября 2014 г.
Москва. Россия. 29 сентября 2014 г.

Замдиректора Института США и Канады Виктор Супян о причинах и последствиях падения курса рубля

МОСКВА – Курс доллара США в понедельник 6 октября впервые в истории взлетел на биржевых торгах выше 40 рублей. Чуть позже рубль, правда, отвоевал несколько копеек, но все равно антирекорд состоялся.

Оценить суть текущего момента Русская служба «Голоса Америки» попросила заместителя директора Института США и Канады РАН Виктора Супяна

Виктор Васильев: Чем вызван рекордный взлет доллара?

Виктор Супян: Это уже длительный тренд. На него влияют несколько факторов. Дешевеет нефть – обычно за падением цены на нефть следует и падение рубля. Затем, это во многом отражение политической ситуации. Введение санкций, ухудшение экономического положения в стране, прогнозы, которые предрекают крайне незначительный рост ВВП, если не рецессию, в этом году, все это вкупе приводит к росту иностранных валют и ослаблению курса рубля.

В.В.: Какими последствиями это чревато?

В.С.: Последствия понятные. Прежде всего, это сказывается на инфляции. Поскольку доля импорта у нас все еще весьма и весьма велика, то падение курса рубля означает удорожание импортных товаров. Но не только. Не могут товары, произведенные в стране, сильно отличаться по цене на импортные товары. Обычно сразу же за ростом одних цен происходит и рост других. Словом, инфляция, наверное, самая негативная сторона дела.

В.В.: Есть и позитивная?

В.С.: Есть. Как известно, дешевая национальная валюта выгодна экспортерам – в частности, экспортерам нефти и газа. Они получают больше рублевой выручки. Это также позволяет наполнить бюджет. Но в целом, негативные факторы перевешивают.

В.В.: Особенно с точки зрения рядового обывателя?

В.С.: И обыкновенного человека, и экономики в целом. Инфляция вообще подрывает нормальный экономический процесс. Подрывает, скажем, инвестиционный процесс. Потому что никто не вкладывает большие деньги, если налицо ускорение инфляции. То есть это многоаспектный процесс. Инфляция невыгодна никому, кроме тех случаев, которые я уже назвал. Там мы имеем дело не собственно с инфляцией, а именно с падением курса национальной валюты.

В.В.: Если ли возможность как-то бороться с этим?

В.С.: В принципе, резервы у Центробанка есть. Известно, что курс рубля формируется на валютной бирже. Сейчас он практически находится в свободном плавании и отражает спрос и предложение на бирже. Но и сейчас, и в будущем Центробанк имеет возможность корректировать этот курс в зависимости от ситуации. Скажем, если он предлагает доллары, которыми располагает, на валютный рынок, то таким образом влияет на снижение стоимости иностранных валют и приостанавливает падение курса рубля. И наоборот. Но сейчас, судя по всему, массированных вливаний Центробанк не делает.

В.В.: Ваш прогноз на будущее?

В.С.: Я не могу его делать. Ситуация не слишком предсказуема. Если, например, нормализуется обстановка на Украине, это один сценарий. Пойдут лучше дела в экономике внутри страны, а цены на нефть вновь поднимутся, тоже положительные факторы. Если же все это будет двигаться в отрицательном направлении, тогда может быть и дальнейший рост доллара.

В.В.: Насколько в этих условиях реален переход на расчеты в национальных валютах, о чем недавно говорил Владимир Путин?

В.С.: Это реально между теми странами, которые готовы строить внутреннюю торговлю на основе платежей национальными валютами. Но, понимаете, ведь торговля любой страны не ограничивается двусторонними потоками. Скажем, вот продали мы кому-то нефть и получили за это некие «тугрики». Если мы все «тугрики» потратим на какие-то товары данной страны, тогда нет проблем. Но мы же хотим еще купить на внешних рынках оборудование, станки. А там никто «тугрики» не примет. Поэтому нам нужна международно признанная валюта. Это очень серьезный ограничитель.

В.В.: Резюмируя, от доллара России никуда в ближайшей перспективе не деться?

В.С.: Думаю, да. Это ведущая расчетная единица мировой торговли. Как можно без нее обойтись? Около 80 процентов всех международных расчетов, примерно 60 процентов всех международных резервов находится в долларах. Потом надо помнить, что за долларом стоит самая мощная мировая экономика мира. И пока она себя чувствует лучше, чем многие другие экономики и быстрее выкарабкивается из рецессии. Я пока не вижу альтернативы доллару. Когда-нибудь, возможно, такой валютой станет юань. Но пока он не является даже конвертируемой валютой. Курс юаня устанавливается не на рынке, а правительством КНР. Но перспективы у него, думаю, вполне хорошие. Юань, конечно, не заменит доллар, однако может стать валютой, аналогичной, допустим, евро и даже может его потеснить.

XS
SM
MD
LG