Линки доступности

Зачем Милорад Додик приезжал к Путину?


Милорад Додик
Милорад Додик

Лидер Республики Сербской пользуется благосклонностью Москвы

МОСКВА – На встрече президента РФ Владимира Путина с президентом Республики Сербской Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком обсуждалась ситуация на Балканах, различные вопросы двустороннего взаимодействия и состоялся обмен мнениями по актуальным проблемам международной повестки дня. Об этом сообщил официальный сайт Кремля.

Во встрече, которая прошла накануне, также приняли участие помощник президента России Юрий Ушаков, глава представительства Республики Сербской Боснии и Герцеговины при правительстве Москвы Душко Перович.

Кроме этой информации, в российские медиа больше не просочилось ничего.

Республика Сербская (РС) — государственное образование на территории Боснии и Герцеговины, появившееся в результате Дейтонского соглашения 1995 года, с населением в 1 326 991 человек, из которых 83 % — сербы, 13 % — боснийцы и 3 % — хорваты.
Ранее некоторые региональные медиа отмечали, что визит Милорада Додика готовится на фоне возрастающей напряженности между мусульманским руководством Боснии и Герцеговины в Сараево и лидерами боснийских сербов в Баня-Луке (столице РС).

Трения между сторонами имеют старые корни, но нынешнее обострение во многом вызвано тем, что в ближайшее воскресенье, 25 сентября, в РС намечен референдум по поводу даты празднования Дня Республики Сербской. Против референдума выступил Конституционный суд Боснии и Герцеговины, решение которого поддержал Запад.

Директор открытого клуба «Международный диалог» Григорий Амнуэль полагает, что для истории России, как и Советского Союза, довольно типично, что помимо хорошо освещаемых официальных визитов бывают и почти закрытые встречи, о которых людям ничего знать не нужно.

«Видимо, в данном случае пиар был не нужен, а возможно, и вреден обеим сторона – как российской, так и сербской, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Предполагаю, однако, что речь (на встрече Путина и Додика) шла не только о том, что связано с Днем Республики и неким обострением отношений между Сербской Республикой и Боснией и Герцеговиной. Думаю, здесь, безусловно, был разговор и о Североатлантическом альянсе, и о многом другом, вовсе не нуждающемся в «излишней» публичности».

По мнению российского эксперта, в России до сих многие люди в высоких кабинетах «живут фантомами периода правления Милошевича и считают, что лучшее доказательство агрессивности Запада – уничтожение режима Милошевича в Югославии».

«По крайней мере, на всех публичных площадках именно Югославия является одной из последних козырных карт, который вынимает любой российский пропагандист, политолог, крича о том, что НАТОвцы якобы разрушили эту страну», – уточнил он.

В свою очередь, руководитель сектора этнополитических и межгосударственных конфликтов Института Европы РАН Павел Кандель считает, что Милорад Додик приезжал, чтобы заручиться поддержкой Москвы в преддверии предстоящих выборов в РС.

«Все поведение Додика в течение последних месяцев объясняется именно этим, – утверждает он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Когда у сербского политика на носу выборы, он обязан съездить в Россию, встретиться с Путиным и показать, что Москва его поддерживает. Тогда ему практически гарантирована благосклонность электората».

Впрочем, Павел Кандель не отрицает и того, что Додику также было полезно получить одобрение референдума от Москвы, поскольку Белград плебисцит не поддержал.

«Белград сейчас ориентирован на ЕС, и ему не нужны никакие осложнения с Брюсселем, который не хочет проведения этого референдума, – пояснил он. Белград делает все, что в его силах, для достижения стабильности на Балканах. В том числе не поддерживает референдум, хотя надо сказать, что одновременно он и не осудил его, заняв довольно двойственную позицию».

Как представляется балкановеду, лидер Республики Сербской желаемое одобрение вроде бы получил, судя по тому, что сам Додик говорил о визите.

Лидер Республики Сербской неоднократно наведывался в Москву, и практически никогда не уезжал оттуда с пустыми руками. Так, например, он добился того, что Россия поставляет в республику газ напрямую, без посредников.

Павел Кандель объясняет благосклонность Кремля к СР, в основном, эмоционально-политическими мотивами.
«Поддержка Республики Сербской – это некий козырь в игре вокруг Сербии», – считает он.

Оппоненты Милорада Додика накануне его визита в столицу России говорили, что упомянутый референдум может стать пролог к будущему или потенциальному отделению РС от Боснии и Герцеговины. А провластная российская газета «Известия» в четверг даже вышла с заголовком: «Республика Сербская может выйти из состава Боснии и Герцеговины».

Завсектором этнополитических и межгосударственных конфликтов Института Европы уверен, что под такими опасениями нет оснований.
«Это все вздор, – утверждает он. – Какая там независимость – референдум нужен Додику исключительно в избирательных целях. Речь идет о дате празднования Дня Республики, и заранее известно, что большинство (боснийских) сербов одобрят это решение».

Григорий Амнуэль, напротив, не исключил того, что события на Балканах могут начать развиваться непредсказуемо, как это бывало уже не раз, а Россия поддержит Милорада Додика при любом раскладе, вопрос лишь в том, как далеко она пойдет в этом.

«Но мы видим, что ради достижения пропагандистских и ура-патриотических целей Кремлю не жалко ничего, - продолжил он. - Поэтому ограничений здесь нет. То, что мы сегодня живем в стране, в которой внешнеполитическая повестка дня является приоритетной над внутренней, совершенно очевидно».

По мнению директора открытого клуба «Международный диалог», поскольку внутри страны удалось консолидировать население под лозунгом восстановления «Великой России», для чего надо затянуть пояс потуже, то никаких преград для любых внешнеполитических амбиций Кремля нет.

XS
SM
MD
LG