Линки доступности

«Набукко»: драма в оперном стиле


Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» российские и американские эксперты обсуждают: почему у газопровода Nabucco West возникли проблемы?

МОСКВА - Австрийская газовая компания OMV Gas GmbH, возглавляющая консорциум по строительству магистрального газопровода «Набукко» из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, объявила об аннулировании проекта.

Из официального заявления, опубликованного компанией, следует, что азербайджанский консорциум Шах-Дениз II проинформировал своих коллег, что план строительства газопровода «Набукко-Запад» (Nabucco West) не был выбран.

Линия газопровода «Набукко-Запад» должна была пройти от турецко-болгарской границы до Австрии (через Болгарию, Румынию и Венгрию). Общая протяженность «Набукко» должна была равняться 3,3 тыс км, а длина «Набукко-Запад» – всего 1,3 тыс км.

Российские и американские эксперты, опрошенные корреспондентами
Русской службы «Голоса Америки», в один голос говорят, что шансы «Набукко» на успех изначально были невысоки.

Ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов назвал этот проект «мертворожденным».

«Это обусловлено, во-первых, составом консорциума, который его продвигал, – пояснил он. – Во-вторых, тем, что проект осуществлялся на фоне падения спроса на европейском рынке и в условиях большого количества газотранспортных проектов в ЕС. Наконец, самая главная проблема – отсутствие сырья».

По словам Абазалова, вначале предполагалось, что к строительству газопровода будет подключен Иран: «Но в последние годы отношения между Тегераном и Баку серьезно обострились. Поэтому исламская республика не смогла войти в этот стратегический проект».

По его мысли, идеологи проекта зашли в тупик, из которого не было выхода. «Речь шла, например, о газе Азербайджана, но он уже зафрахтован. Потом велись разговоры о газе, который можно было бы завозить из Египта. Но после серии волнений в Египте организаторы проекта сочли, что это будет слишком рискованно и не очень рентабельно», – резюмировал эксперт.

Известие об аннулировании проекта не стало для него сюрпризом. «Известия о том, что “Набукко” придется сворачивать, стали поступать еще год или даже два назад», – заметил он.

Первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин комментирует: «В условиях новых вызовов, очевидно, что в Азербайджане сделали экспертную оценку, при какой цене на газ будет окупаемым “Набукко”, и пришли к вполне определенным выводам. Проект же не копейки стоит! Туда надо вкладывать большие средства».

Нигматулин не исключил и того, что Москва оказала воздействие на Баку в этом вопросе.

«Мы соседи. Россия участвует в процессе поддержки сложившегося
баланса в регионе, поставляет Азербайджану оружие. Словом, она не последний игрок», – подчеркнул он.

Булат Нигматулин отметил также, что на европейский рынок уже оказывают косвенное влияние запасы, разработанного в США сланцевого газа: «Это неизбежное давление при той низкой цене (на сланцевый газ), которая сегодня есть (в США) – 100-120 долларов за тысячу кубометров. В таких условиях удержать в Европе цену в 300-400 долларов невозможно».

На его взгляд, сегодня большие риски у любого газотранспортного проекта – не только у «Набукко», но и у «Южного потока».

Как известно, российский «Газпром» приступил к строительству «Южного потока» – газопровода длиной 2,5 тыс км, призванного соединить Россию с северной Италией. Газовая магистраль пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению.

«В европейских странах будут сделаны попытки добывать сланцевый газ, - добавил Нигматулин. – И в Европе сделают все возможное, чтобы снять связь между стоимостью газа и нефти, что опять же повлечет за собой падение цен на газ», – заключил он.

Абазалов согласен с тем, что «сланцевая революция» повлияла на ситуацию с «Набукко»: «После разработки сланцевого газа США перенаправил свои потоки голубого топлива в направлении ЕС. В результате, европейский рынок может стать перенасыщенным».

Многие эксперты предполагают, что отказавшись от «Набукко-Запад», консорциум Шах-Дениз II, в который входят азербайджанская нефтяная компания SOCAR, норвежская Statoil и французская Total, скорее всего, выбрал альтернативный проект «Трансадриатического газопровода» (Trans Adriatic Pipeline – TAP). Этот гораздо более короткий участок газопровода длиной всего в 800 км должен будет пройти через Грецию и Албанию, по дну Адриатического моря и соединить газовых экспортеров с южной Италией.

Надежда Виктор (Nadejda Victor), аналитик консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton, выполняющей заказы Министерства энергетики США, говорит, что TAP – «менее рискованный и более экономически привлекателен», чем «Набукко».

«Так как оба проекта – и “Набукко” и TAP – позволяют Европе диверсифицировать источники поставок энергии, и в меньшей степени делая ставку на Россию, это решение не окажет серьезного воздействия на ситуацию. По крайне мере, сейчас. – говорит Виктор. – Думаю, что от этого решения в наибольшей степени пострадает Болгария. Мне представляется, что для России намного более серьезным вопросом станет добыча сланцевого газа в Европе и Китае, а также возможный выход на рынок сжиженного газа таких производителей, как США, Австралия и Канада».

Русская служба «Голоса Америки» сообщает:

Госдепартамент США выступил с заявлением по поводу Трансадриатического газопровода:

«Сегодня консорциум по разработке газового месторождения Шах-Дениз в Азербайджане объявил о том, что газ в Европу будет поступать по Трансадриатическому газопроводу. Это – важное решение для Азербайджана и большой шаг вперед в введению в строй Южного газового корридора, по которому газ из Каспия будет доставляться в страны Европы.

Благодаря Южному коридору, который будет проходить в том числе через Азербайджан, Грузию, а также Турцию по Транс-Анатолийскому газопроводу, у Европы появится новый источник газа – цель, которую Соединенные Штаты решительно поддерживают. В этом решении – усилия Европы диверсифицировать источники энергии, включая решительные шаги к конкуренции и торговле в соответствии с Третьим энергетическим пакетом, принятом в 2009 году пакете нормативных правовых актов, регулирующих газовую и электроэнергетическую отрасли ЕС. Выбор в пользу Трансадриатического газопровода также является важным шагом в процессе установления энергетической безопасности Европы и продвижении конкуренции в области поставки энергетических ресурсов.

Несмотря на то, что в центре Южного коридора поставки газа в Европу, он также станет важным дополнением к глобальной энергетической безопасности. Поставки каспийского газа на международные рынки удовлетворит международные энергетические потребности, что необходимо для экономического роста. Соединенные Штаты признают важность Южного газового корридора в этом широком контексте.

Мы поздравляем правительство Азербайджана и консорциум Шах-Дениз с достижением этой важной вехи».
XS
SM
MD
LG