Линки доступности

Петербургские волонтеры помогают пострадавшим от наводнения на Кубани


Факты и версии о произошедшей трагедии в изложении тех, кто ежедневно общался с очевидцами трагедии

«Затопленный город, сотни погибших, тысячи без крова… Режим чрезвычайной ситуации: нет света, газа, воды, еды, теплых вещей. КРЫМСК. ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ».

Листовка такого содержания появилась в Санкт-Петербурге днем 7 июля, когда стало известно о разрушительном наводнении. Паводок затопил более 7200 жилых домов в городах Геленджик, Крымск и Новороссийск, а также в ряде поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. самый сильный удар стихии пришелся на город Крымск и соседние станицы.

Власти еще решали: объявлять местный траур, или все-таки общефедеральный, а в Санкт-Петербурге уже стихийно появлялись места сбора гуманитарной помощи, был организован сайт www.pomozhem.org, создана горячая телефонная линия, работавшая круглосуточно.

А через несколько дней, когда накопилось около 200 тонн гуманитарного груза, в Краснодарский край была отправлена автоколонна, и за свои деньги на место катастрофы полетели и поехали десятки добровольцев, чтобы помочь попавшим в беду незнакомым людям.

«Люди недовольны властями»

Петербургский лагерь разместился в станице Нижнебаканская, что находится в восьми километрах от Крымска. Массовой гибели людей там зафиксировано не было, поэтому координаторы команды волонтеров не стали передавать бытующие на месте трагедии слухи и догадки о точном количестве утонувших. Лишь вскользь упомянули, что официально озвученное число – 172 погибших – по их данным, занижено.

На вопрос корреспондента «Голоса Америки», какова, по мнению местных жителей, причина столь сильного наводнения, один из координаторов – Илья Ермолаев – ответил: «Я слышал самые фантастические версии. У меня был специальный чарт, первое место в котором заняли “специальные секретные подземные водосбросы Неберджаевского водохранилища”. Но я лично видел это водохранилище и огромную гору, которая отделает от его станицу Нижнебаканскую».

Сам Илья Ермолаев полагает, что наводнение было вызвано сильным загрязнением русла реки, куда стекали окрестные стоки. «Я – не специалист, и допускаю, что причина наводнения может быть в чем-то другом. Во всяком случае, вопросов осталось очень много – и у меня, и у других волонтеров, и у местного населения», – подчеркивает Илья Ермолаев.

По его свидетельству, люди очень недовольны властями, которые не сделали выводов из наводнения десятилетней давности, и не предупредили о наступающем паводке.

Когда петербургские волонтеры прибыли в станицу, там не было электричества, местная администрация была парализована. Добровольцам работать не мешали, пытались оказать посильную помощь. Правда, когда прибыла команда представителей новороссийской администрации – все в парадной форме одежды! – волонтеров попытались отправить обратно. Но местные жители заявили, что напишут письмо самому Путину, – и петербуржцев оставили в покое.

Илья Ермолаев замечает, что «о властях там хорошо не говорит никто». И добавляет: «Ну, вообще, у нас в стране редко хорошо говорят о властях». Его коллега Александра Крыленкова уточняет, что люди, в основном, недовольны местной администрацией, а чем власть дальше от них – тем уровень доверия к ней выше. «Вера в доброго батюшку-царя, очевидно, извечна», – усмехается она.

Рекомендации будущим волонтерам

Что же касается непосредственно волонтерской работы, то она очень нужна, – утверждают координаторы петербургского лагеря. В настоящее время там продолжается расчистка улиц от завалов, образовавшихся во время наводнения. Не хватает строительных материалов и инструментов. Остро ощущается недостаток питьевой воды. Кстати, по словам Ильи Ермолаева, к многим проблемам внимание краевой администрации привлекли именно волонтеры. «Хотя мы не можем быть уверены, что завтра местные власти не скажут нам: спасибо, до свидания!», – добавляет Александра Крыленкова.

По просьбе корреспондента «Голоса Америки» она дает следующие рекомендации тем, кто хочет пополнить лагерь волонтеров: «Во-первых, старайтесь экономить силы. Потому что там хочется делать все, сразу и как можно больше, но тогда вас надолго не хватит, и потом вы не сможете быть полезны.

Второе. Поскольку мы едем в то место, где произошла трагедия, то видим, прежде всего, печальные последствия. Но издалека все кажется совсем иначе, поэтому хочется пожелать тем, кто туда поедет уметь выражать сочувствие пострадавшим людям, без преувеличения масштабов произошедшего, то есть оценивать на месте все адекватно тому, что произошло».

Во время встречи с журналистами, которая проходила в петербургском пресс-клубе «Зеленая лампа», координаторам команды добровольцев был задан вопрос об отношении к готовящемуся федеральному закону о волонтерах. «Мы этого документа не видели, – переглянулись Александра Крыленкова и Илья Ермолаев, – но не хотелось бы, чтобы закон ударил по мобильности работы волонтеров. Ведь добровольцы зачастую решали проблемы гораздо быстрее профессионалов. Там, где эмчеесовцам приходилось писать официальные запросы, скажем, на моторизованную помпу, мы писали в Twitter: “нужна помпа”, и вскоре нам ее доставляли», – привела пример Александра Крыленкова.

Пока же деятельность добровольцев не регламентирована всякими ограничительными инициативами властей, в Крымский район Краснодарского края в самое ближайшее время отправится очередная партия волонтеров.
XS
SM
MD
LG