Линки доступности

Вирус Зика и политические баталии в Конгрессе США


Борьба с инфекционным заболеванием как предмет борьбы демократов и республиканцев

ВАШИНГТОН - «Американский народ рассчитывает на действия Конгресса, но вместо этого мы получили бюрократические отговорки», – заявил на днях пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Пояснив: «Самый эффективный способ защитить страну от (вируса) Зика – разработать вакцину. А это… требует времени. Кроме того, это требует долгосрочного вложения ресурсов – как на клинические испытания, так и на производство большого количества вакцины, способного защитить значительное число американцев».

За чем же дело стало? Как сообщила The New York Times, участники идущих в Сенате дискуссий о борьбе со стремительно распространяющимсявирусом приблизились к решению о выделении на эти цели, как минимум, 1,1 миллиарда долларов. Однако контролирующие Сенат (как и Конгресс в целом) законодатели-республиканцы вновь заявили, что одобрить дополнительные расходы они не готовы.

Ранее лидеры республиканцев в Конгрессе уже отвергли запрос администрации Обамы об ассигновании 1,9 миллиарда долларов на борьбу с заболеванием. Вместо этого они призвали исполнительную власть использовать для этого 510 миллионов, прежде выделенных на меры по преодолению другой эпидемии – лихорадки Эбола.

Аргументы?

По мнению лидера республиканского большинства в Палате представителей Кевина Маккарти, лучший способ бороться с вирусом Зика – регулярные ассигнования. Однако, подчеркнул он, прежде чем начать действовать в этом направлении, республиканцам необходима более подробная информация о том, что именно планирует администрация Обамы. «У нас есть целый ряд вопросов, – уточнил Маккарти: … на что будут израсходованы деньги в этом году, на что потребуются деньги в следующем, как развивается разработка вакцины?”. И констатировал: «Ни на один из этих вопросов мы не получили ответа».

По словам Эрнеста, подобные утверждения безосновательны. «Мы, – напомнил он, – уже участвовали в сорока восьми слушаниях, посвященных вопросу о (вирусе) Зика. Кроме того, прошли совещания по этой проблеме, созванные ключевыми представителями администрации – как для Палаты представителей, так и для Сената».

«Невежество – не оправдание», – так сформулировал свое отношение к такой позиции пресс-секретарь Белого дома.

Представители администрации подчеркивают: промедление чревато тем, что финансирование не поступит до того, как, с наступлением тепла, в США появятся переносящие инфекцию комары.

Между тем, напоминает The New York Times, не менее четырехсот американцев, совершивших поездки в зарубежные страны, уже заразились вирусом Зика. И настроение жителей южных штатов – в частности, Флориды – становится все более тревожным.

Комар, от которого не отмахнуться

«Повышенная температура, головная боль, возможно, сыпь, боль в суставах, конъюнктивит. Впрочем, температура может повыситься ненадолго или не повышаться вовсе. А большинство людей переносит болезнь без симптомов. Многие даже не знают, что они переболели», – так описывает внешние признаки тревожащего мир заболевания медик-инфекционист, консультант госпиталя INOVA Fairfax Hospital (штат Вирджиния) Марк Дельман.

Впервые вирус Зика был обнаружен в 1947 году в Уганде, читаем на сайте базирующегося в штате Мэриленд Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID). Первоначально это заболевание было зафиксировано у макак резус, а первые случаи, когда оно поразило людей, – уточняет Дельман – относятся к пятидесятым годам. Однако до последнего времени вспышки были незначительными, или их просто не замечали».

«Вирус Зика циркулировал в различных регионах Африки и Юго-восточной Азии, однако к крупномасштабным эпидемиям это, судя по имеющимся сведениям, не приводило, – сообщается на сайте NIAID. – В 2007 году это привело к вспышке в новом регионе – на острове Яп в Микронезии. В 2013-м вирус вызвал еще большую эпидемию во Французской Полинезии. В мае 2015-го Панамериканская организация здравоохранения распространила предупреждение в связи с первыми случаями инфицирования вирусом Зика в Бразилии. С тех пор Бразилия и другие страны и территории Центральной и Южной Америки, а также страны Карибского бассейна (включая Пуэрто-Рико и Виргинские острова) страдают от непрекращающейся передачи вируса Зика. В континентальной части США на локальном уровне не зафиксировано случаев передачи Зики переносящими инфекцию комарами, однако имели место случаи заражения… в результате поездок в инфицированные… страны, а также шесть случаев, когда (вирус) передавался половым путем лицами, вернувшимися из (зарубежных) поездок». (Речь идет о передаче вируса от переболевших мужчин – женщинам, уточняет Марк Дельман.)

И все же в большинстве случаев причиной заражения становится комариный укус. «Заболевание развивается в странах, где есть комар Aedes aegypti, переносящий его, – рассказывает Дельман. – Распространен он в тропиках, причем нередко – в городской среде. Избавиться от него тяжело, поскольку выводится он в очень маленьких количествах стоячей воды – в любой шине или пластиковой чашке. Кстати, переносит он не только Зику, но и другие сходные вирусы: вирус Денге (Dengue virus), вирус Чикунгунья (Chikungunya virus), вирус желтой лихорадки (Yellow fever virus). Существенно и другое: кусает он в основном днем, так что сетки от комаров в данном случае не помогают».

Вирус, климат и иммунитет

Почему же взрыв пришелся на Бразилию?

«Потому что вирус поразил население – причем большое население – прежде не знавшее этого заболевания, – поясняет Марк Дельман. – Иммунитета нет ни у кого. В стране, где люди сравнительно регулярно болеют тем или иным вирусным заболеванием, многие женщины приобретают иммунитет до беременности. Но среди огромного населения Бразилии, иммунитет отсутствует; вирус распространяется быстро, и очень многие беременные женщины заболели.В течение пятидесяти лет мы не знали о таком осложнении, как развитие микроцефалии у младенцев. А теперь оно было выявлено именно из-за большого количества заболеваний беременных женщин».

К чему же следует готовиться Соединенным Штатам? Марк Дельман не склонен преувеличивать масштабов угрозы: по его мнению, вспышек, подобных бразильским, североамериканцам опасаться не приходится. «Другой климат, комары – не круглый год, резервуара болезни вне человека здесь нет». Правда, оговаривается Дельман, в некоторых частях страны (на юге и в среднеатлантическом регионе) комары Aedes aegypti все-таки присутствуют.

Возможность распространения вируса Зика в Европе и России представляется эксперту и вовсе сомнительной.Не следует, по его мнению, ожидать и паники, подобной тому, что вызвала эпидемия лихорадки Эбола. Причина тому – несходство двух заболеваний, поясняет Дельман: в отличие от последней, вирус Зика практически не приводит к летальному исходу.

Тем не менее, проблема существует: из Южной и Центральной Америки заболевание не исчезнет, подчеркивает врач-инфекционист. А вместе с заболеванием – и источник тревоги. Учитывая интенсивную миграцию – в том числе и для США. «Таким образом, борьба с этой болезнью потребует обязательной разработки вакцины, и на нее уйдет немало денег», – убежден Марк Дельман.

Деньги на вакцину и межпартийная борьба

Еще накануне казалось, что деньги будут. The New York Times сообщила, что переговоры сенатора-республиканца из штата Миссури Роя Бланта с сенатором-демократом из Вашингтона Патти Мюррей о дополнительном финансировании в размере 1,1миллиарда близки к завершению. «Я думаю, мы близки к плану, который будет работать, но мы хотим большего участия администрации», – приводит газета слова Бланта».

«Мы сделали первый вклад в работу над этими вирусами на основе фондов Эболы, – сказал сенатор-республиканец Джон Корнин, – и мы будем делать все возможное, чтобы справиться с этой угрозой, ибо знаем, что она реальна».

Однако сенаторы-демократы (в том числе и Мюррей) интерпретировали ситуацию иначе. «Соглашения нет», – приводит The New York Times слова лидера демократов в Сенате Гарри Рида. «У нас есть план, – продолжал Рид, – но этого недостаточно. Нам требуется 1,9 миллиарда. Это то, что нам нужно».

Что же не устраивает оппонентов? The New York Times констатирует: даже если сенаторы-республиканцы и согласятся на запрашиваемые демократической администрацией средства, то перед их лидером (лидером республиканского большинства в Сенате Митчем Макконнеллом) сразу же возникнет проблема: как представить это соглашение так, чтобы оно нашло поддержку в контролируемой теми же республиканцами Палате представителей, где «консервативные приверженцы твердой республиканской линии уже не раз чинили препятствия новым государственным расходам»?

Итак, каждая сторона остается при своем. Демократы настаивают на принятии незамедлительных мер («Мы все видели фотографии этих младенцев с крохотными головами из-за укусов комаров», – заявил лидер демократического меньшинства в Сената Гарри Рид. Добавив: «К сожалению, худшее еще впереди»). Республиканцы намерены еще подождать от Белого дома ответа на свои вопросы. Между тем лето приближается, и, как констатировал Джош Эрнест, «каждый проходящий день, в течение которого мы не взяли на себя долгосрочных обязательств по (разработке) вакцины, – это потерянный день для (последующего) применения этой вакцины на практике».

  • 16x9 Image

    Алексей Пименов

    Журналист и историк.  Защитил диссертацию в московском Институте востоковедения РАН (1989) и в Джорджтаунском университете (2015).  На «Голосе Америки» – с 2007 года.  Сферы журналистских интересов – международная политика, этнические проблемы, литература и искусство

XS
SM
MD
LG