Линки доступности

Российская операция в Сирии: оценки московских политологов


Владимир Путин и Сергей Шойгу
Владимир Путин и Сергей Шойгу

Российские аналитики о результатах авиаударов

К российской военной операции в Сирии подключились корабли Каспийской флотилии ВМФ РФ, с которых было выпущено 26 ракет. Об этом сообщили в среду, 7 октября российские медиа со ссылкой на заявление министра обороны Сергея Шойгу в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.

«По данным объективного контроля все цели уничтожены, гражданские объекты не пострадали», – отрапортовал Шойгу.

Он уточнил, что в данном случае использовались крылатые ракеты морского базирования «Калибр», подтвердившие свою высокую эффективность. Их запуски производились с расстояния около 1,5 тысячи километров.

Всего, по словам министра, с начала операции российские вооруженные силы нанесли удары по 112 объектам исламистов в Сирии.

Тем временем министр обороны США Эштон Картер, выступая 7 октября в Риме, вновь подчеркнул, что США не будут сотрудничать в военном плане с Россией в Сирии. Глава Пентагона охарактеризовал стратегию Москвы как трагически неправильную. Действия российских военных Картер назвал «фундаментальной ошибкой».

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты критически оценили победные реляции Сергея Шойгу.

Независимый военный аналитик Александр Гольц назвал их попыткой произвести впечатление на публику, в особенности – западную.

«Но в последнем случае они вряд ли достигнут цели, поскольку западная публика периодически знакомится с заявлениями своих лидеров и представителей сирийской оппозиции о том, что удары российской авиации проходят совсем не так удачно, как их описывают в Минобороны РФ», – отметил Гольц. В частности, ссылка Шойгу на то, что в результате массированных атак жертв среди мирного населения не оказалось, по мнению эксперта, ничего не стоит.

«Москва же утверждает, что Россия не участвует в наземной операции, – продолжает Гольц. – Тогда зададим себе простой вопрос: откуда, например, можно получить достоверную информацию, что уничтожен завод по производству «поясов шахидов»? Точно также непонятно, каким инструментальным образом можно определить, что при массированных обстрелах не пострадали мирные граждане».

По мнению военного эксперта, российские военные чиновники могут всецело полагаться на то, что им докладывают из разведуправления армии Асада, и затем препарируют полученные данные на свой лад.
«Очевидно, что Россия не делает различия между оппозиционными группировками в Сирии: она всех их считает террористическими», – резюмировал Гольц.

Это мнение разделяет директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. Правда, по его мнению, отчеты генералов всегда таковы. «Поэтому, – поясняет Шумилин, – их можно слушать, но только одним ухом. В действительности, разумеется, все выглядит совершенно по-иному».

В то же время Шумилин не считает, что глава минобороны РФ намеренно лукавил, говоря о точечных ударах и поражении целей противника.

«Многое из этого соответствует действительности, – полагает эксперт. – Но проблема не в этом. Проблема в том, кого называть противниками и по ком наносятся удары».

По мнению директора Центра анализа ближневосточных конфликтов, российские руководители применительно к Сирии зачастую используют двусмысленные формулировки.

«Из их заявлений практически всегда следует, что те, кто противостоит Асаду, являются «другими террористическими организациями», – подчеркнул он.

Шумилин ссылается на озвученное в среду заявление премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, утверждавшего, что российская авиация в начальной фазе своей операции осуществила 57 воздушных рейдов, из них 55 – против умеренной оппозиции и лишь два – против ИГИЛ.

«Похоже, так продолжается и сейчас», – предполагает эксперт.
С недоверием он отнесся и к словам Шойгу об отсутствии жертв среди мирного населения.

«Если такое бывает, значит российские генералы – богоносцы, чудотворцы и дальше через запятую, – иронически заметил Шумилин. – Значит, они умеют делать то, чего в мире больше никто не умеет. Есть статистика, согласно которой применительно к ситуации в Сирии уничтожение одного террориста сверху, бомбовыми ударами, как правило, влечет за собой гибель или ранение четырех-пяти мирных жителей».

Даже если эти цифры уменьшить вдвое, они все равно остаются внушительными, констатирует Шумилин.

Служба новостей «Голоса Америки» сообщает:

Тем временем силы сирийского правительства начали масштабную наступательную операцию против повстанцев. Базирующийся в Великобритании Сирийский наблюдательный совет по правам человека, который следит за развитием конфликта в Сирии, сообщает, что в среду авиаудары были нанесены по объектам в провинциях Хама и Идлиб, а сирийские войска применили в этих районах ракеты класса «земля-земля». Глава повстанческого движения «Лива сукур аль-Джабаль», бойцов которого готовят американские специалисты, рассказал агентству Reuters, что в результате российских авиаударов был уничтожен главный склад оружия его организации в провинции Алеппо. На прошлой неделе атаке подвергся также тренировочный лагерь группировки в провинции Идлиб.

Выступая в Риме, глава Пентагона Эштон Картер отметил, что США продолжат «базовые технические» переговоры с Россией, чтобы обеспечить безопасность американских летчиков, участвующих в миссиях над территорией Сирии.

XS
SM
MD
LG