Линки доступности

Венские переговоры по Сирии: результата пока нет


Главные разногласия - по поводу роли и судьбы Башара Асада

МОСКВА - Второй раунд переговоров в Вене о судьбе Сирии и войне против ИГИЛ был расширенным и продолжался почти сутки. Сначала вечером 29 октября поговорили главы МИД четверки, инициировавшей венские встречи - США, Турции, Саудовской Аравии и России. На следующий день к ним присоединились представители Ирана, ОАЭ, Катара, Иордании, Германии, Франции, Египта, Италии, Великобритании, Ирака и Ливана, а также спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура и глава внешнеполитической службы Евросоюза Федерика Могерини.

Многие участники переговоров также встречались отдельно в двухстороннем формате, в частности, встречи «на двоих» с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом были и у госсекретаря США Джона Керри, и у российского министра Сергея Лаврова. Наблюдатели отмечают, что участие Ирана в переговорах стало серьезным шагом по вовлечению этой страны в процесс урегулирования в Сирии, однако этот шаг не сделал переговоры легче.

После переговоров Джон Керри и Сергей Лавров вечером 30 октября рассказали об их результатах, которые не оказались впечатляющими. По словам госсекретаря США, «позиция Соединенных Штатов такова: президент Асад не может объединить Сирию и править ею». Российским глава МИД на это ответил, что «решать этот вопрос должны сами сирийцы в контексте политического процесса».

Госсекретарь США также сообщил о том, что США «решили отправить небольшой контингент в северные регионы Сирии, который на месте будет координировать усилия сирийской оппозиции». Это явилось серьезной новостью, потому что до нынешнего момента администрация Соединенных Штатов не объявляла о каких-либо американских силах «на земле» в Сирии. Джон Керри также призвал к полному прекращению огня в Сирии в самые ближайшие сроки.

Было заметно, что Сергей Лавров, при всех разногласиях, был рад самому факту равного, в стиле «обычное дело», разговору с американским коллегой: он называл его во время пресс-конференции исключительно по имени и отметил, что Керри «внес сегодня решающий вклад в нашу работу».

Вместе с тем, наиболее существенными высказываниями самого Лаврова стали заявления о том, что «если будет объявлено о прекращении огня, ни одна террористическая структура не будет подпадать под эту договоренность», а также о том, что в Сирии должны быть проведены новые выборы.

Алексей Малашенко: требование выборов в Сирии сорвет решение проблемы

Именно российскую позицию по проведению новых выборов в Сирии называет камнем преткновения в процессе поиска мирного решения для Сирии эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По его словам, «если Россия будет настаивать на выборах при Башаре Асаде, то все это рассыпется: Асад, конечно, победит, потому что, даже если выборы будут супердемократическими, он все равно наберет больше 50 процентов, и все пойдет в пропасть, потому что эти выборы не признают ни саудовцы, ни турки, ни Запад».

Алексей Малашенко признается в интервью «Голосу Америки», что не совсем понимает логику Москвы в ее предложении новых выборов в Сирии и считает ее результатов «головокружения от успехов»: «После того, как все, в общем-то, признали право России на бомбардировки, на военное участие, у Путина возросли аппетиты. Отсюда и появилась эта идея не переходной коалиции, в общем-то, под которую все это делалось, а выборов Асада по новой. Это – либо эйфория по поводу того, что все признали – великая держава, бомбит, где хочет, и так далее, или это тактический шаг, чтобы потом все-таки отступить и опять сойтись на коалиции».

Вместе с тем, эксперт центра Карнеги не уверен, что отношение к Асаду в США будет меняться в ближайшее время: «Все эти российские увещевания по поводу того, что лучше Асад, чем ИГИЛ, не пройдут. Хотя я еще три года назад писал, что Асад – это, конечно, лучше, чем то, что есть сейчас. Но если его опять выберут, все пойдет по второму кругу, будет та же оппозиция».

Отчасти поэтому, как считает Малашенко, Россия, периодически заявляя, что воюет против ИГИЛ, на самом деле уничтожает противников Асада в первую очередь: «Фактически эта операция – против оппозиции, это понятно. Все российские разговоры по поводу того, что там идет война против «Исламского Государства» – это фикция».

Георгий Мирский: фигура Асада стала символической для всех

Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Георгий Мирский говорит в интервью «Голосу Америки», что переговоры в Вене были обречены на тупик: «Поскольку все упирается в фигуру одного человека – Башара Асада – всем было понятно, что тут никакого прогресса быть не может».

По словам ученого, Асад «сейчас стал символом для всех - человек абсолютно заурядный, совершенно не предназначавшийся судьбой для того, чтобы стать руководителем государства, тем не менее, стал символом».

Для Путина, считает Георгий Мирский, «это символ непреклонности России, которая поддерживает «законную власть» в Сирии 4 года: если отказаться от поддержки, то это означает, что четыре года тому назад Путин поставил не на ту лошадь, и все четыре года продолжал эту клячу поддерживать и подкармливать». «А сейчас пошел на попятный? Значит, под давлением Америки? Все же понимают, кто знает характер этого человека, что это для него невозможно – уступить под давлением Америки», - делает вывод эксперт.

Для США, по мнению Георгия Мирского, Асад – тоже символ: «Потому что если Обама вдруг скажет «пусть Асад остается», значит, он, Обама, четыре года назад сделал глупость, когда приравнял Асада к Каддафи, и объявил, что это нелегитимный президент, с которым США не будут иметь дело. А вот прошло 4 года, Асад все еще у власти, и признаться в том, что такую глупость сказал и такую промашку совершил, Обама не может».

Именно эти факторы, а также то, что Асад является знаковой фигурой как для поддерживающей его алавитской общины, так и для многочисленных оппозиционеров, желающих его свергнуть, гарантирует отсутствие прогресса по сирийской проблеме в ближайшее время, уверен Георгий Мирский.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG