Линки доступности

Особенности антиамериканизма в России


Чем вызваны симпатии и антипатии россиян по отношению к США?

МОСКВА – Мнение россиян по поводу того, находится ли сегодня страна в международной изоляции, разделилось практически поровну. 47% считают, что да, 45% придерживаются противоположной точки зрения. При этом около трети из числа «негативистов» сложившаяся ситуация не волнует. Таковы результаты опроса Левада-Центра, проведенного 21-24 ноября.

Также исследование показало серьезное ухудшение восприятия США россиянами. Если в январе нынешнего года 43% респондентов относились к США хорошо, то сейчас – только 18%. Кроме того, в январе отрицательно высказывались о США 44% опрошенных, а теперь 74%.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки», российские эксперты попытались определить, чем были вызваны скачки симпатии и антипатии россиян по отношению к США в последние годы и есть ли здесь какая-то закономерность.

Заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин выделил четыре основных периода резкого ухудшения отношения россиян к США: «Связаны они были со следующими ситуациями: бомбардировка Югославии, введение американских войск в Ирак, российско-грузинский конфликт и российско-украинский конфликт».

Теорию свою Алексей Гражданкин обосновал так: «Это напряжение всегда возникало в двух случаях. Либо когда россияне начинали воспринимать действия США как страны, инициирующей какие-то кровопролития, либо когда США поддерживали сторону агрессора– с российской точки зрения».

То же самое, по его словам, относится и к военной операции на востоке Украины, которая «в вялотекущем виде продолжается сейчас».

Главный редактор журнала «Общественные науки и современность» Российской Академии наук, профессор МГИМО Владимир Согрин придерживается иной хронологии событий. На его взгляд, пик влияния США пришелся на период правления Михаила Горбачева.

«Тогда наступило массовое разочарование в социализме и коммунизме, – пояснил он. – И население активно склонялось в пользу принятия западной либерально-демократической модели. Популярность США была необычайно высокой. США были лидерами, а втором месте шла, как ни странно, Япония, которую также включали в западную цивилизацию».

Затем произошли ельцинские реформы, которые привели к совершенно неожиданным результатам, и картина кардинально поменялась, заметил Согрин: «Вместо народного капитализма создали номенклатурно-олигархический капитализм, а всю ответственность при этом возложили на либерализм. Ельцин объявил, что реформы получились плохими из-за американской модели, а он, мол, тут ни причем. Многие простые россияне клюнули на это. Народ начал отрицательно относиться к Америке».

Следующий этап был связан с терактами 11 сентября 2001 года, считает профессор.

«Мировое сообщество выступило на стороне США, и президент Путин также поддержал антитеррористическую войну, которую объявил Буш, – продолжил он. – Это соответствовало национальным интересам России. Но уже тогда масса россиян, подобно жителям многих арабских стран, плохо относились к США».

Взаимоотношения России и США вновь ухудшилась в связи с российско-грузинским конфликтом 2008 года, подчеркнул Согрин.

«Однако с приходом к власти Дмитрия Медведева и Барака Обамы в отношениях Москвы и Вашингтона произошел новый подъем, – утверждает он. – Была попытка реанимировать российско-американские отношения. Грузинский конфликт отодвинулся на задний план. У России и США начались прагматические отношения. Решались совместные проекты по Северной Корее и Ирану с тем, чтобы не допустить распространения ядерного оружия».

Главный редактор назвал перезагрузку выдающимся достижением российско-американской дипломатии.

«Но антиамериканизм в России при этом все равно сохранялся, – уточнил он. – Потому что он себя проявил как средство сплочения масс вокруг власти. Поэтому ситуация была противоречивой».

Как ему представляется, сейчас в России очень активно ведется пропагандистская война против США: «Санкции помогают Путину сплачивать население на основе антиамериканизма, который вновь достиг пика, что совершенно объяснимо».

Иной точки зрения придерживается Алексей Гражданкин.

«Реакция электората, независимо от действий пропаганды, имеет антиамериканскую направленность, – настаивает он. – Конечно, эти настроения власть естественным образом обыгрывает и использует их для получения каких-то выгод. Но сами антиамериканские настроения создаются не государственной пропагандой».

Сознание значительной части россиян сформировано в годы «холодной войны», напоминает заместитель директора Левада-Центра.

«Это были годы противостояния, – напомнил он. – И Америка воспринимается если не как противник, то как некоторая потенциально присутствующая угроза, вроде сибирской язвы».

Одновременно Гражданкин признал, что антиамериканские настроения в какие-то моменты используются государственной пропагандой.

XS
SM
MD
LG