Линки доступности

Дело Виктора Бута: суд усомнился в политической подоплеке


Виктор Бут
Виктор Бут

Адвокат Бута сообщил о новом свидетеле, который не желает ехать в США

На состоявшихся в четверг в Федеральном суде Нью-Йорка досудебных слушаниях по делу Виктора Бута судья Шира Шейндлин скептически отнеслась к попыткам защиты россиянина доказать политическую подоплеку его ареста, экстрадиции из Таиланда и судебного преследования в США. На слушаниях обсуждались ходатайства защиты, требующей закрыть дело Бута в федеральном суде.

Бут, имеющий репутацию одного из крупнейших в мире торговцев оружием, был арестован в Таиланде в 2008 году и экстрадирован в Нью-Йорк в 2010 году по запросу США. В федеральном суде ему предъявлены обвинения из четырех пунктов, включая преступный сговор с целью убийства граждан США, в частности, находящихся на госслужбе, и преступный сговор с целью поставок оружия леворадикальной группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC), которую США считают террористической. 44-летний россиянин свою вину отрицает. В случае признания его виновным Буту грозит тюремный срок от 25 лет до пожизненного.

Адвокат Бута, уроженец Ташкента Альберт Даян пытался убедить судью в том, что судебное преследование его подзащитного носит «карательный», или «мстительный» характер. Даян заявил, что «Белый дом приказал Управлению по борьбе с наркотиками США (DEA) осуществить политическое преследование Виктора Бута». Адвокат потребовал вызвать в качестве свидетеля Хуана Зарате, заместителя советника по вопросам национальной безопасности при второй администрации Джорджа Буша-младшего, якобы отдавшего такой приказ. При этом Даян ссылался на заявления, сделанные Зарате в телепрограмме CBS «60 минут».

«Мне кажется, что кто-то в американском руководстве просто решил, что Бут – очень плохой человек и заслуживает наказания», – заявил адвокат.

Доводы защиты

В своей речи адвокат предложил несколько возможных причин, по которым, по мнению защиты, правительство США пытается «отомстить» Буту. Даян подчеркнул, что будучи бизнесменом, торговавшим оружием, его подзащитный до сих пор нигде ни разу не обинялся в каких-либо правонарушениях, но при этом не исключил, что Бут мог продавать оружие сторонам, выступающим против интересов США. Это, утверждает Даян, могло побудить федеральное правительство принять меры по устранению Бута с оружейного рынка.

Даян подчеркнул, что продажа оружия – очень прибыльное дело, и предположил, что еще одним мотивом для устранение Бута с этого рынка могло быть желание избавиться от конкурента. Наконец, адвокат упомянул и то обстоятельство, что подконтрольная Буту компания осуществляла доставку грузов для американской армии в Ираке, будучи суб-подрядчиком KBR (Kellog, Brown and Root) – дочерней фирмы компании Halliburton, которой когда-то руководил вице-президент Дик Чейни и работавшей по контракту с Пентагоном. По словам Даяна, правительство США продолжало использовать компанию Бута даже после того, как информация об участии пользующегося дурной репутацией «торговца смертью» просочилась в прессу, поставив Пентагон в политически неловкое положение.

В ходатайстве защиты говорится, что правительство США продолжало пользоваться услугами Бута до тех пор, пока в начале 2006 года журнал New Republic не написал, что «Пентагон закрывал глаза на деятельность Бута и продолжал снабжать его контрактами в нарушение (решений Министерства финансов США, к тому времени уже запретившим американским юридическим лицам вести дела с Бутом – М. Г.) и несмотря на то, что можно было найти других, легитимных авиаперевозчиков».

Адвокат утверждает, что эта ситауция также могло побудить правительство США «отомстить» Буту и сделать из него «козла отпущения».

Даян пожаловался на обвинение, указывающее, что Виктор Бут «представляет угрозу» США, не объясняя, в чем именно заключается эта угроза. Адвокат выступает против приобщения к делу, как того требует прокуратура, резолюции Совета Безопасности ООН номер 1532, единогласно принятой в марте 2004 года. Этот документ предписывал заморозить активы бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора, которому к тому времени специальный трибунал ООН предъявил обвинения в преступлениях против человечности, совершенных в ходе войны в Сьерра-Леоне. В резолюции также констатировалось, что Бут «поддерживал режим Тейлора и его попытки... получения незаконного доступа к алмазам Сьерра-Леоне». Резолюция Совета безопасности, за которую голосовала и Россия, предписывала заморозить авуары Бута и контролируемых им компаний.

По словам Даяна, резолюции Совбеза ООН не могут быть использованы в суде, так как в ООН «отсутствуют надлежащие правовые процедуры» и, таким образом, Бут был лишен возможности оспорить содержащиеся в резолюции данные.

Ответ прокуратуры

Помощник федерального прокурора Брэндон Макгвайер охарактеризовал заявления Даяна как «сенсационные» и призвал суд вернуть обсуждение в «юридическое русло». Он подчеркнул, что заявления Хуана Зарате в телепередаче и «одно предложение в журнале» не являются доказательством «мстительности» и не могут быть основанием для прекращения дела против Бута. (В тележурнале «60 минут» Зарате сказал, что заключение контрактов на поставку вооружений американским войскам в Ираке с подконтрольной Буту компанией было ошибкой. «Это повлекло за собой одно из самых серьезных осложнений для США, – сказал он. – Щупальцы Виктора Бута протянулись настолько далеко и глубоко, что у него появился доступ к самолетам, которые могли предоставлять услуги американским властям»).

Судья Шейндлин дала понять, что она не видит доказательств злокозненности обвинений против Бута. Она выразила сомнение, что показания Зарате смогут пролить свет на этот вопрос.

Макгвайер также заявил, что обвинение не обязано рассказывать, почему DEA решило начать расследование деятельности Бута. На вопрос судьи, означает ли это, что федеральная прокуратура может начать расследование против кого угодно, где угодно и по любой причине, помощник прокурора ответил утвердительно и без тени сомнения: «Да!».

Можно предположить, что одним из оснований для преследования Бута стало то обстоятельство, что россиянин дважды включался президентом Бушем-младшим в списки лиц, подлежащих американским санкциям.

Политическое давление

Адвокат Даян также заявил, что процесс экстрадиции Виктора Бута из Таиланда сопровождался недопустимым политическим давлением на Бангкок со стороны США. Более того, по словам адвоката, США требовали его выдачи из Таиланда на том основании, что Бут якобы вступил в преступный сговор с представителями FARC, хотя на самом деле россиянин вел переговоры с американскими агентами, которые лишь выдавали себя за представителей колумбийской группировки. Таким образом, заключил Даян, США ввели в заблуждение правительство Таиланда и тем самым нарушили договор о выдаче преступников с этой страной.

Кроме того, заящита напомнила, что Бута можно судить в США лишь за те преступления, на основании которых он был экстрадирован. По мнению Даяна, обвиняемого собираются судить за сговор с агентами, подосланными DEA, в то время, как настоящих представителей FARC в этом деле вообще не было.

Аргументы защиты, связанные с процессом экстрадиции Бута из Таиланда, оспаривал помощник федерального прокурора Анджан Сахни. Он, в частности, заявил, что правительство этой страны было осведомлено о том, что в операции по задержанию Бута в Бангкоке принимали участие агенты, работавшие на правительство США. Сахни процитировал показания одного из них на слушания об экстрадиции в тайском суде. Согласно Сахни, этот агент открыто заявил, что «конфиденциальный источник», с которым вел переговоры Бут, «играл роль представителя FARC по поручению правительства США».

Что касается дипломатического давления, предположительно оказанного Соединенными Штатами на Таиланд, Сахни заявил, что это «не входит в компетенцию суда». Он указал, что еще не было прецедента, когда американский суд принимал во внимание «возможные нарушения, допущенные в процессе экстрадиции».

Судья Шейндлин с этим согласилась. «Я об этом (политическом давлении – М. Г.) ничего не знаю, – сказала она, – и это не входит в мою компетенцию».

Уже после окончания слушаний Альберт Даян, беседуя с журналистами, продолжал утверждать, что судья не права. Адвокат считает, что дело Бута – прецедентное.

Судья Шейндлин уже отвергла одно из ходатайств защиты

Однако, нет оснований полагать, что протесты Даяна будут учтены судом. Ранее судья Шейндлин отказалась удовлетворить ходатайство защиты о прекращении дела Виктора Бута на основании того, что США «не обладают экстратерриториальной юрисдикцией» и не могут рассматривать «уголовные деяния, имеющие место за пределами страны». По мнению судьи Шейндлин, представленная прокуратурой запись разговора Бута с американскими агентами, выдававшими себя за эмиссаров FARC, позволяет сделать вывод, что подсудимый осознавал, что его действия способны нанести вред Соединенным Штатам. «Обвинение утверждает, что Бут предлагал продать FARC оружие на миллионы долларов уже после того, как трижды продемонстрировал свое понимание факта, что FARC намеревается использовать это оружие с целью убийства военнослужащих США в Колумбии», – пояснила судья Шейндлин в своем решении.

Решения по остальным ходатайствам судья еще не приняла, однако судя по вопросам, которые она задавала участникам прений, Шира Шейндлин крайне скептически относится к попыткам защиты доказать, что Бут преследуется по политическим мотивам. В то же время, она очень внимательно выслушивает аргументы сторон, основанные на юридических прецедентах или подтвержденных приобщенными к делу материалами. Так, она назвала «интересным» аргумент Даяна о том, что в процессе экстрадиции Бута США ввели в заблуждении правительство Таиланда.

Новые свидетели

Адвокат Альберт Даян сообщил, что намерен приобщить к делу показания некоего свидетеля из России, имя которого он не стал называть. При этом адвокат заявил, что этот свидетель не хочет приезжать в США. Даян выразил надежду, что записать его показания можно будет в американском посольстве в Москве с помощью находящихся в российской столице представителей американской прокуратуры. Позднее адвокат сообщил журналистам, что этот свидетель присутствовал на встрече в Москве в 2008 году между Бутом и другим фигурантом дела – британским гражданином Эндрю Смульяном, который также обвиняется в сговоре с целью продажи оружия FARC, но сотрудничает со следстсвием. По словам адвоката, ходатайство о приобщении показаний нового свидетеля будет подано в начале августа.

Обвинение также объявило, что подаст ходатайство о включении в список свидетелей обвинения эксперта, который занимался анализом базы данных персонального компьютера Бута, изъятого в Бангкоке во время его ареста. Помощники прокурора сообщили, что намерены подать ходатайство об участии в процессе свидетелей, проживающих за границей. Судья намерена заслушать новые ходатайства сторон 17 августа. Начало суда над Виктором Бутом намечено на 11 октября.

Буту не передают русские книги


Во время слушаний в четверг Бут активно следил за прениями и время от времени давал какие-то советы своему адвокату и помогал ему найти нужный документ. Когда Брэндон Маквайер, отвечая на слова адвоката о том, что в продаже оружия как таковой нет ничего предосудительного, заявил, что «Бут рассматривался, как человек, имевший связи с Усамой бин-Ладеном и движением Талибан», обвиняемый начал возмущенно перешептываться со своими адвокатами.

По окончании слушаний супруга обвиняемого Алла Бут, недавно вернувшаяся в Нью-Йорк из Москвы, рассказала журналистам, что условия содержания ее мужа в Манхэттенской тюрьме ужесточаются. По ее словам, с недавних пор ей запретили передавать супругу даже те товары, которые имеются в тюремном автомате по продаже закусок, хотя раньше это разрешалось. Кроме того, по ее словам, Виктору Буту не доставляют заказанные ею через утвержденные магазины книги. «Пособие по дыхательным упражнениям «ушу» на английском языке было возвращено со ссылкой на то, что «ушу» – это восточное боевое искусство и может представлять опасность, – рассказала Алла Бут. – А книги на русском языке – Виктор просил стихи Цветаевой, Пастернака, Окуджавы – были возвращены на том основании, что они не знают, что это».

Кроме того, по словам Аллы Бут, ее муж по-прежнему лишен возможности прогулок на свежем воздухе и проводит круглые сутки в своей камере без окон.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

Другие материалы о событиях в США читайте в рубрике «Америка»

XS
SM
MD
LG