Линки доступности

Виктор Бут: «До встречи в России…»


Альберт Даян и Алла Бут
Альберт Даян и Алла Бут

Бут из бруклинской тюрьмы по телефону ответил на вопросы журналистов

Виктор Бут, приговоренный в США к 25 годам тюремного заключения за сговор с целью убийства американских граждан, попытку продажи зенитных ракет и поддержку терроризма через сотрудничество с леворадикальной группировкой «Революционные вооруженные силы Колумбии», которую США считают террористической, надеется в скором времени вернуться в Россию при помощи Госдумы и Международного суда.

«Хочу обратиться к депутатам Госдумы РФ с тем, чтобы Россия от моего имени подала иск в международный суд по поводу того, что случилось в США и Таиланде», – сказал Бут в ходе видеомоста с Москвой, организованного нью-йоркским бюро РИА «Новости». Россиянин вышел на связь с журналистами по телефону из тюрьмы в Бруклине.

«Это самая главная моя надежда», – добавил Бут, говоря о перспективах своего дела в Международном суде.

«Если Россия разберется в том, что произошло, и заявит об этом уверенно и жестко, то я очень быстро вернусь домой», – выразил уверенность Бут, добавив, что не пойдет на сделку с американским правосудием, если таковая ему будет предложена в обмен на репатриацию на Родину. «В чем мне признаваться, я ничего не совершал, я не пойду ни на какие сделки, ни на какие признания», – заявил он.

Бут также выразил уверенность, что по аналогичному обвинению не попал бы в тюрьму на Родине.

Федеральный прокурор Прит Бхарара, после вынесения приговора Буту, назвал вердикт «подобающим завершением карьеры представляющего огромную опасность международного торговца оружием». «В течение многих лет Виктор Бут был врагом номер один, поставляя оружие в конфликтные зоны по всему миру, – заявил Бхарара. – Наконец, он был привлечен к ответственности в американском суде за то, что согласился продать оружие военного образца террористической группировке, ставящей своей целью убийства американцев».

Дело Бута станет приоритетным в отношениях России и США?

Министр иностранных дел России Сергей Лавров после беседы с госсекретарем США Хиллари Клинтон в Вашингтоне заявил, что будет добиваться возвращения осужденных в США Виктора Бута и Константина Ярошенко на Родину. «Мы являемся участниками соответствующих международных конвенций, которые позволяют обеспечивать взаимодействие в сфере оказания взаимной правовой помощи, будем полагаться на их действия», – сказал Лавров.

Ранее пресс-служба МИД распространила заявление, в котором сообщила, что дело Бута станет приоритетным в отношениях России и Соединенных Штатов. Эксперты полагают, что Лавров говорил о Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 года. Эта конвенция однажды уже была применена в американо-российских отношениях, когда сотрудник ООН Владимир Кузнецов был осужден в США по обвинению в отмывании денег и в 2007 году и отправлен в Россию, где он был освобожден до завершения срока. Однако в случае с Бутом ситуация может оказаться сложнее в свете того, что Москва, как и сам осужденный, не признает его вины. Вашингтон может отказаться от экстрадиции Бута, опасаясь, что российские власти его освободят.

Американский адвокат россиянина Альберт Даян, принимавший участие в видеомосте, заявил, что его подзащитному следует отстаивать свою невиновность. «Россия не будет держать в тюрьме человека, если власти не верят, что он нарушил какой-либо закон, – сказал адвокат. – Поэтому было бы нелогично переводить его в Россию, чтобы он отбывал там свой срок, если он ни в чем не признается. А признаться в чем-то он не может, потому что он не нарушил закона ни в одной стране».

При этом Виктор Бут опроверг слухи о своих связях с российским руководством и призвал журналистов не «пытаться спекулировать» на этом. «У меня, к сожалению, нет связи ни с Кремлем, ни с Путиным, ни с Сечиным», – заявил он.

Бут отказался отвечать на вопрос, доволен ли он тем, как его защищала Российская Федерация. «Я на этот вопрос отвечать не буду», – сказал он.

Бут заявил, что приговор федерального суда не был для него неожиданным, а состоявшийся судебный процесс он назвал «глумлением над правосудием». Россиянин также сказал, что «не рассчитывает ни на какую апелляцию», которую намерен подать его адвокат Альберт Даян.

Сам Даян сказал, что он, в отличие от своего подзащитного, «как американский адвокат, продолжает верить в американское правосудие». По его словам, если он не добьется успеха в Апелляционном суде, то намерен идти дальше, вплоть до Верховного суда США. Правда, большинство американских юридических экспертов скептически относятся к перспективам дела Бута в судах высшей инстанции.

Бут побег из тюрьмы не обсуждает

Находящийся в заключении россиянин не стал отвечать на прозвучавший из московской студии РИА «Новости» вопрос, рассматривает ли он возможность побега из тюрьмы. «Я на этот вопрос отвечать не могу, это будет иметь для меня негативные последствия», – сказал он.

На условия содержания в бруклинской тюрьме Виктор Бут не жалуется.

Адвокат Бута Альберт Даян сообщил, что через 1-2 месяца россиянина переведут в тюрьму, где ему предстоит отбывать срок. «Это будет строгий режим в связи с тем, что ему вынесен срок в 25 лет – такие сроки отсиживаются в специальных тюрьмах», – сказал адвокат. По словам Даяна, пока неизвестно, будет ли его подзащитный помещен в одиночную камеру.

Завершая свое общение с журналистами по телефону, Виктор Бут поблагодорил всех, кто его поддерживает. «До встречи», – сказал он и уточнил: «До встречи в России».

«Виктор будет предметом торга»

Между тем, несколько депутатов Госдумы вскоре после видеомоста с участием Бута заявили, что российский парламент не обладает правовой компетенцией для удовлетворения просьбы россиянина об иске против США и Таиланда. К тому же, как передает ИТАР-ТАСС, зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин указал, что ни США, ни Россия к Международному уголовному суду до сих пор не присоединились.

Помощь Виктору Буту должна и будет оказываться Россией исключительно по дипломатическим каналам, а также путем межгосударственных переговоров, сказал депутат Вяткин.

Супруга заключенного Алла Бут в ходе телемоста сообщила, что в российское Министерство иностранных дел «на имя господина Лаврова уже направлено четыре предложения по поводу Международного суда». При этом Алла Бут заметила, что «в истории не было прецедента, когда бы Россия подавала в суд на другое государство, тем более, на Соединенные Штаты Америки». «В этом тоже, видимо, будут серьезные проблемы, – добавила она. – Хотя Виктор верит, что это может ему помочь».

В то же время, Алла Бут выразила надежду на то, что позиция МИД РФ будет «последовательной и будет реально доведена до конца, несмотря на все процедурные вопросы и возможные политические трения». «Скорее всего, будет разыгрываться какая-то политическая карта, – предположила она, – и Виктор будет предметом торга. Вполне возможно, что будут возникать различные препятствия, чтобы затянуть процедуру возвращения его на Родину. Я говорю именно о политике, а не о юридической стороне вопроса, потому что сейчас очень сложно разобраться, кто же будет заниматься непосредственно вопросами возвращения Виктора на Родину – то ли Министерство юстиции, то ли российская прокуратура, то ли Министерство иностранных дел».

Бут лишил американских агентов морального удовлетворения

Адвокат Альберт Даян в ходе видеомоста в очередной раз повторил версию защиты, сводящуюся к тому, что Виктор Бут хотел продать агентам Управления по борьбе с наркотиками США, выдававших себя за эмиссаров колумбийских боевиков, два имевшихся у него грузовых самолета. При этом россиянин, якобы для того, что бы эта сделка состоялась, пообещал поставить лже-колумбийцам несколько сот ракет класса «земля-воздух», которые должны были быть использованы против американских вертолетов, участвующих в борьбе с колумбийскими повстанцами, 20 тысяч автоматов «Калашникова», несколько сот минометов и снайперских винтовок и тонны взрывчатки С-4 на общую сумму в 20 миллионов долларов. «Он на это клюнул, не понимая, что этого достаточно в Америке, что бы тебя посадили на 25 лет», – сказал адвокат, хотя записи переговоров Бута с американскими агентами свидетельствуют, что он сам предлагал им весь этот арсенал.

Даян утверждает, что это перечисление оружия вкупе с анти-американскими заявлениями Бута, на которые спровоцировали его агенты, и которые были записаны на пленку, – рассчитаны на то, чтобы сыграть на эмоциях жюри присяжных, из состава которых по настоянию прокуратуры были выведены все «интеллектуалы и люди с высшим образованием».

Даян утверждает, что федеральный судья Шира Шейндлин, которую он назвал «объективной», дала бы россиянину меньший срок, если бы могла это сделать. Однако по мнению адвоката, это «политическое» дело так «режиссировали», что у судьи «были связаны руки».

По словам Даяна, прокуроры до начала суда предлагали Буту пойти на сотрудничество, но «Виктор никогда не соглашался сесть с ними за стол переговоров, он не дал им морального удовлетворения». Даян утверждает, что его подзащитному угрожали тем, что если он не пойдет на сотрудничество, то получит более 25 лет. «В результате они получили те же 25 лет, но они не получили то признание, которого они ждали от Виктора», – сказал адвокат.

XS
SM
MD
LG