Линки доступности

Юристы Совета Европы раскритиковали закон об «иностранных агентах»


Венецианская Комиссия заявила, что акты, принятые Госдумой в отношении НКО, должны быть пересмотрены

Главный экспертный орган Совета Европы в области законодательства и правоприменения – Венецианская комиссия за демократию через право – опубликовал 27 июня свои заключения на наиболее противоречивые законы, которые Государственная Дума приняла за последнее время: о некоммерческих организациях, получающих финансирование из-за рубежа, о шпионаже и о государственной измене.

Недавно Конституционный суд России признал за государством право требовать от НКО регистрации в качестве «иностранного агента», лишь указав на то, что штрафы за уклонение от такой регистрации необходимо снизить.

Юристы Совета Европы раскритиковали саму суть закона об НКО, вводящего термин «иностранный агент» – по их словам, «НКО должны иметь возможность свободно запрашивать и получать финансирование, подчиняясь лишь ограничениям, касающимся таможенной и валютной сферы, отмывания денег, финансирования выборов и партий».

Венецианская комиссия подчеркнула, что «нельзя навешивать ярлыки на НКО только потому, что они получают финансирование из-за границы и являются политически активными». Совет Европы не убедили заверения с российской стороны в том, что термин «иностранный агент» не носит обвинительного оттенка: по их мнению, организация, получившая это определение, будет заведомо негативно воспринята своими согражданами, даже если дело, котором она занимается, необходимо обществу.

Европейские юристы также сделали вывод о потенциальной опасности для НКО в том случае, если они дают согласие на регистрацию в качестве иностранного агента:

«Регистрация в качестве иностранного агента может привести к обвинению в шпионаже в соответствии с законом о государственной измене». Таким образом, Венецианская комиссия подтвердила связь, о которой уже некоторое время говорили многие российские юристы: закон об «иностранных агентах» почти автоматически переводит НКО в разряд организаций, особо подозреваемых в нелегальной деятельности.

«Венецианская комиссия считает, что введение крайне отрицательного определения "иностранный агент" и обязательного для НКО использования его на всех своих материалах не может считаться "необходимым в демократическом обществе" для обеспечения финансовой прозрачности НКО, получающих финансирование из-за границы. Тот факт, что НКО получает иностранное финансирование, не может быть оправданием того чтобы быть определять его в качестве "иностранного агента"», – говорится в документе.

Венецианская комиссия призвала Россию облегчить жизнь некоммерческим организациям и привести внутренние правила в большее соответствие с международными актами о правах человека, защищающими право граждан на ассоциации:

«Даже обычный порядок регистрации НКО является чрезмерно бюрократическим».

Говоря о последних поправках в закон об «иностранных агентах», которые разрешают официальным органам регистрировать НКО в качестве «иностранных агентов» в принудительном порядке, Венецианская комиссия заявила: «Регистрация НКО как ''иностранных агентов'' без их согласия лишает их права, гарантированного статьей 11 Европейской Конвенции о правах человека, на формирование объединений в свободной манере. Эта мера не пропорциональна целям защиты общественных интересов со стороны государства, поскольку власти всегда обладают полной свободой действий, чтобы проверить, является ли деятельность объединения соответствующей правилам, установленным в законодательстве».

Реакция официальной России

Постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном суде России Дмитрий Вяткин в интервью «Голосу Америки» заявил, что «выводы Венецианской комиссии в большей степени основаны на политических размышлениях, а не правовых».

«У нас финансирование из зарубежных источников тех некоммерческих организаций, которые занимаются политической деятельностью, вообще не запрещено. Всего лишь установлены определенные требования по отчетности и по раскрытию информации. Мы не запрещаем эту деятельность, хотя само по себе, мягко говоря, не очень укладывается в рамки теории государственного суверенитета. Тем не менее, даже в этом, как ни странно, Венецианская комиссия усматривает некую опасность для, например, правозащитных организаций», – говорит Дмитрий Вяткин.

По мнению представителя Госдумы в Конституционном суде, европейские юристы вообще не заметили позитивных изменений именно в тех законах, которые были раскритикованы:

«То, что мы уточнили в своем Уголовном кодексе понятие "шпионаж", "государственная измена", сделав эти понятия более четкими, более определенными, исключив из текста статьи Уголовного кодекса, например, такое понятие как "иная враждебная деятельность", которое еще с 60-х годов прошлого века присутствовало в тексте УК, – это все осталось незамеченным».

Дмитрий Вяткин полагает, что российские законодатели не станут прислушиваться к выводам Венецианской комиссии:

«Все выводы Венецианской комиссии носят форму рекомендации. Поэтому мне представляется, что вряд ли прямо Российская Федерация начнет срочно исправлять что-либо в законодательстве, которое касается деятельности некоммерческих организаций, и уж тем более, насколько я понимаю, нет намерения изменять текст статьей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за шпионаж и государственную измену».

«Мемориал»: мы будем опираться на выводы Венецианской комиссии в судах

Кирилл Коротеев, юрист правозащитного центра «Мемориал», который российские власти принуждают к регистрации в качестве «иностранного агента», говорит в интервью «Голосу Америки»:

«Это очень убедительная и авторитетная оценка закона с точки зрения его соответствия Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не только закона, но и практики его применения. Кроме того, Европейский суд по правам человека очень с большим вниманием читает заключения Венецианской комиссии. И даже если он не всегда с ними соглашается, тем не менее, очень подробно их изучает и исследует».

По мнению юриста «Мемориала», «Венецианская комиссия в своем докладе очень ясно указала, что никакие соображения, в том числе приведенные Конституционным судом, не опровергают эмпирических доказательств того, что в языке и в обществе слова "иностранный агент" до сих пор воспринимаются как оскорбительный ярлык».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG