Линки доступности

Россия, Сирия, джихад – глазами московских экспертов


Стамбул, 4 октября 2015
Стамбул, 4 октября 2015

Московские политологи о политике Москвы в сирийском конфликте

Более 50 мусульманских религиозных деятелей Саудовской Аравии призвали мусульман всего мира к джихаду против России, Ирана и режима Башара Асада в Сирии. По их мнению, союз этих трех сил ведет «настоящую войну против суннитов». Об этом во вторник, 6 октября, сообщил ряд израильских изданий со ссылкой на агентство Reuters.

Ранее глава Духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдин и глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин публично высказались в поддержку участия России в военных действиях в Сирии, направленных против террористов.

Как недавно подчеркнул президент Соединенных Штатов Барак Обама, Владимир Путин «не делает различия между ИГИЛ и умеренной суннитской оппозицией, которая стремится к уходу г-на Асада».

«С их точки зрения, все это – террористы», – констатировал президент Обама, охарактеризовавший этот подход как рецепт катастрофы.

Опрошенные корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» российские эксперты по-разному интерпретировали заявление 50 улемов из Саудовской Аравии. По словам доцента кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ, кандидата философских наук Марата Муртазина, джихад могут объявить только соответствующие мусульманские власти, но не группа «каких-то деятелей».

«Таковы положение шариата, – поясняет Муртазин. – Раньше это было правительство мусульманских государств. Сейчас это те официальные лица, которые стоят, в частности, во главе мусульманской иерархии Саудовской Аравии».

По мнению эксперта, серьезных последствий заявление религиозных деятелей Саудовской Аравии не будет иметь серьезных последствий для РФ. «США, Великобритания и Саудовская Аравия ведут войну против боевиков в Сирии, и никаких последствий для них это не имело», – подчеркивает Муртазин.

«В числе подписантов могут быть лица, близкие к правящему режиму, а может – кто угодно, – считает эксперт Московского Центра Карнеши Алексей Малашенко. – Пока мы не узнаем, кто конкретно сделал заявление, это просто болтовня. Вначале нужно ознакомиться с документом и выяснить, кем именно он подписан, а потом уже строить предположения».

В то же время Алексей Малашенко уверен, что участие России в военных действиях на территории Сирии наверняка повысит «уровень террористической опасности» в самой Российской Федерации.

«Это очень опасно, – пояснил он. – Полагаю, что тут могут быть использованы местные силы в России, и в особенности из числа тех, кто вернулся, побывав на «стажировке» в “ИГ”». Это действительно реальная угроза».

По словам политолога, вопрос лишь в том, будет ли у радикальных элементов в стране время на подготовку и осуществление терактов.

«Не хочу ничего прогнозировать, но думаю, все станет ясно до конца недели», – считает Малашенко.

Тем временем официальная Анкара демонстрирует растущее недовольство действиями России вблизи турецких границ. Мировые СМИ приводят слова турецкого лидера Реджепа Эрдогана о том, что подобная политика Москвы способна серьезно ухудшить отношения между двумя странами.

«Если Россия потеряет такого друга, как Турция, с которым она сотрудничает по такому большому количеству вопросов, то потеряет многое», – предупредил Эрдоган.

«Если Эрдоган откажется от всех этих газовых потоков (из России), то это будет очень сильный удар по Москве, – считает Алексей Малашенко. – Можно сколько угодно болтать про американский империализм, но Эрдоган при этом совершенно не заинтересован в данной войне. Она расшатывает Турцию, давит на нее изнутри».

По-видимому, во время недавней встречи на открытии Соборной мечети в Москве, Путину не удалось ни в чем убедить турецкого коллегу, полагает эксперт Московского центра Карнеги.

XS
SM
MD
LG