Линки доступности

Доку Умаров сложил полномочия


Лидер Кавказского джихада Доку Умаров (Абу Усман) распространил видео-заявление о сложении с себя полномочий «амира Кавказского эмирата» (Имарат Кавказ).

В обращении, опубликованном на ряде сайтов кавказских сепаратистов, Доку Умаров появляется в сопровождении двух ближайших соратников: полевого командира Асламбека Вадалова и духовного учителя кавказского подполья, арабского добровольца, известного под именем Муханнат. Присутствие обоих личностей на видео несет целевую нагрузку: Асламбека Вадалова Умаров представляет в качестве своего преемника; религиозный авторитет Муханната необходим для убеждения наиболее радикальных участников «джамаатов», в особенности – в нечеченских регионах: Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. К лидерам этих «виллайятов» Доку Умаров и Муханнат обращаются напрямую, прося их одобрить нового «амира» и принести ему присягу на верность. От того, как отреагируют лидеры кавказского подполья на кардровые перестановки в руководстве – во многом зависит его будущее.

Умаров объясняет свою отставку необходимостью передать лидерство представителям молодого поколения, которые, говорит Умаров, будут более энергичными и «принесут Имарату Кавказ другие результаты». Муханнат объясняет необходимость отставки Абу Усмана плохим состоянием здоровья «амира».

Доку Умаров был награжден чином бригадного генерала за участие в обеих чеченских компаниях. В 2007 году карьера Умарова поднялась на новый уровень, он был назначен президентом Ичкерии. Вскоре после назначения он отказался от идеи борьбы за независимость Чечни ради создания «Имарата Кавказ – исламского государства на территории Северного Кавказа», и объявил джихад Российскому государству. В феврале 2010 года Верховный суд России признал Имарат Кавказ террористической организацией и запретил ее деятельность. В июне 2010 года Госдепартамент США включил Доку Умарова в список международных террористов за причастность к многочисленным террористическим актам, в том числе взрывам шахидок в московском метро в феврале этого года.

В завершение своего обращения Умаров уверяет, что не отходит от джихада: «Я как старый ветеран буду делать все, что в моих силах – и словом, и делом».

Версию о плохом здоровье разделяет и член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко, а также Абдулла Истамулов, президент Центра стратегических исследований и развития гражданского общества на Северном Кавказе «СК-Стратегия».

«Умаров ушел, потому что уже давно был нездоров, в особенности, после того как его ранили, а потом пытались отравить», – сказал Истамулов в интервью «Голосу Америки».

Президент Института религии и политики Александр Игнатенко предполагает, что есть еще одна причина ухода Умарова. «Умаров – в санкционном списке Совета безопасности ООН. Уходя с должности эмира Имарата Кавказа, он уносит с собой, если можно так выразиться, характеристику террористичности, и вместо него приходит человек, который в списках не значится. Суммарная террористичность Имарата Кавказа и эмира Имарата Кавказа тем самым снижается, и вполне возможны какие-то изменения даже в санкционном списке».

«Я рассуждаю чисто абстрактно, списки эти меняются», – добавил Игнатенко и привел пример: «Вот недавно убрали из этого списка 5 талибов».

Новым «амиром» провозглашен 38-летний Асламбек Вадалов, уроженец селения Шхой-Юрт Гудермесского района Чечни. Согласно сообщениям сайтов боевиков, Вадалов участвовал в первой чеченской войне 1994-1996 годов под командованием Хаттаба, и был первым полевым командиром, присягнувшим на верность Доку Умарову. С начала второй войны до настоящего времени Вадалов возглавлял бовые группировки на западе Чечни, где подчиненные ему боевики контролировали пять районов.

Эксперт Джеймстаунского Фонда Маирбек Вачагаев утверждает, что информация о первенстве в присяге Умарову и участии Вадалова в первой чеченской войне, а также его отношение к отряду Хаттаба не соответствуют действительности. «Вадалов был одним из полевых командиров, приближенных президента Аслана Масхадова, человеком Масхадова. Он, пожалуй, единственный из современных амиров, кто сохранил свое гражданское имя, а не поменял его на исламский позывной. Он не является радикальным приверженцем Имарата Кавказ, хотя задача сопротивления при новом лидере остается неизменной – освобождение Кавказа», – считает Вачагаев. Он также уверен, что за отставкой Доку Умарова не было интриги чеченской диаспоры, хотя диаспора была крайне недовольна политикой амира, его отказом от Ичкерии в пользу джихада.

С приходом Вадалова Маирбек Вачагаев связывает возможное смягчение радикальной исламистской риторики на Кавказе, хотя «ислам и в будущем останется инструментом объединения многочисленных этнических групп в их стремлении к независимости».

Вместе с тем, возможность снижения активности боевиков исключают практически все эксперты по региону. «Я не уверен, что теракты будут сокращаться, – рассуждает Алексей Малашенко. – Существует вариант, что Вадалову придется доказывать, что он чего-то стоит, что он энергичен, активен».

С мнением Малашенко согласен и Маирбек Вачагаев: «Асламбек Вадалов – это человек, которому отступать некуда и договариваться не о чем. Он потерял все в войне, в том числе и членов семьи, поэтому я могу предсказать только ужесточение сопротивления».

Внесение Доку Умарова в список террористов, составленный госдепартаментом США, по мнению Абдуллы Истамулова «существенно сузило окно возможностей для Имарата Кавказ». «Во-первых, это обращает на личность Умарова больше внимания. Во-вторых, денежные потоки, если они были, могут быть перекрыты, и, в-третьих, люди, которые хотели бы финансировать этих людей, к этому уже относятся с опаской». Он также не исключил возможности того, что при соответствующем запросе со стороны России новый лидер кавказских исламистов также может оказаться в черном списке.

«Я думаю, что американцы вполне могут это сделать», – сказал, в свою очередь, Алексей Малашенко, но прибавил к этому, что Вадалов – это все-таки «пока не та фигура, которую можно запрещать, это серая лошадка».

Читайте также другие материалы в рубрике Анадитика и Перспективы

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG