Линки доступности

Узбекистан – сложный стратегический партнер США


Узбекистан. Бухара.
Узбекистан. Бухара.

Вашингтон должен чаще затрагивать тему прав человека в этой стране, считают американские эксперты

Соединенные Штаты должны уделить больше внимания соблюдению прав человека в отношениях с Узбекистаном, несмотря на стратегическую роль этой центрально-азиатской страны в сотрудничестве с Международными силами содействия безопасности (ISAF). Так считают участники дискуссии в Институте открытого общества в Вашингтоне.

По словам Джеффа Голдстейна, старшего сотрудника института, сегодня роль Узбекистана в военной кампании в Афганистане сложно переоценить. Начиная с осени прошлого года США больше не используют наземные пути Пакистана для транзита груза в Афганистан, а Узбекистан стал основным транзитным путем для грузов США и НАТО в рамках Северных путей доставок (Northern Distribution Network).

«Именно потому, что США выводят войска из Афганистана в 2014 году, Северные пути доставки играют еще более важную роль», - утверждает Голдстейн. По словам эксперта, в ближайшие несколько лет Соединенным Штатам нужно будет вывозить тяжелую технику из Афганистана и «северные пути» - единственный возможный вариант в этой ситуации.

Однако из-за того, что Узбекистан сегодня занимает столь важное звено в «северных путях», США зачастую воздерживаются от прямой критики политики президента Ислама Каримова, отмечает Голдстейн. По его словам, разговоры о правах человека между Вашингтоном и Ташкентом в основном ведутся за закрытыми дверями.

В качестве примера эксперт привел последний визит в Ташкент госсекретаря США Хиллари Клинтон в октябре прошлого года. Госсекретарь не поднимала вопроса о правах человека публично, а предпочла встретиться с представителями гражданского общества без участия СМИ.

«Когда США не говорят о правах человека, создается впечатление, что США обеспокоены исключительно стратегическими вопросами», - считает Голдстейн.

По его словам, ситуация в Узбекистане, на первый взгляд, может казаться стабильной, но недавний опыт Кыргызстана и стран Ближнего Востока, где в 2010-2011 гг. были свергнуты авторитарные режимы, показал, что события могут развиваться быстро и непредсказуемо.

В то же время, продолжает Голдстейн, когда США не настаивают на соблюдении прав человека в странах, где они преследуют стратегические интересы, новые политические элиты, пришедшие в результате свержения авторитарных правителей, с недоверием относятся к партнерству с Вашингтоном.

Права человека: Ташкент в списке «худших из худших»

За последние десять лет американо-узбекские отношения пережили взлеты и падения – от тесного союзничества по вопросам безопасности после террористических атак 11 сентября, до наложения западными странами санкций на Узбекистан после вооруженного подавления демонстраций в Андижане в мае 2005 года.

Однако за это время одно осталось прежним – правящий режим Ташкента продолжает свою репрессивную политику по отношению к своим гражданам. Согласно данным американской организации Freedom House, Узбекистан входит в список «худших из худших» государств в плане политических свобод.

Стив Свердлоу, сотрудник международной правозащитной организации Human Rights Watch, отмечает, что в Узбекистане сегодня практически не осталось никого, кто мог бы отслеживать повсеместное нарушение прав человека. Страна закрыта международным наблюдателям, а правящий режим подавляет любое проявление организованного гражданского общества, сегодня сложно оценить реальный масштаб нарушений прав человека в стране.

По словам Свердлоу, одно остается ясным – пытки заключенных и детский труд на хлопковых полях – повседневное явление в Узбекистане. Судя по многочисленным интервью организации, Свердлоу предполагает, что практически все политические заключенные рискуют быть подвержены пыткам сотрудниками структур безопасности. Есть случаи смерти заключенных в результате пыток, добавляет правозащитник.

Рассказывая о собственном опыте гонений со стороны узбекских властей, журналист и диссидент Хуснидин Хутбидинов отмечает, что для всех СМИ Узбекистана существует негласный закон – не затрагивать такие темы как права человека, социально-экономическая ситуация в стране, трудовая миграция, произвол в сфере трудовых отношений.

Население стране предпочитает не говорить на политические темы, особенно в Андижане, где, полагает Хутбидинов, власти провели тщательную обработку населения после событий в 2005 году.

Кэтрин Косман, старший аналитик Комиссии США по международным религиозным свободам, подчеркивает, что по количеству политзаключенных Узбекистан сегодня превосходит все бывшие республики СССР вместе взятые. По разным оценкам, таких заключенных в этой центрально-азиатской стране - от 5 000 до 10 000 человек.

В основном, отмечает Косман, это лица, обвиняемые в религиозном экстремизме и фанатизме. «Однако многие из осужденных просто желали глубже изучить ислам», - утверждает эксперт.

Участники дискуссии также отметили, что Узбекистан сегодня одна из немногих стран мира, где власти ежегодно принуждают к тяжелому труду на хлопковых полях большое количество детей.

Треугольник: Вашингтон-Ташкент-Москва

Следует помнить, подчеркивают эксперты, что и Узбекистану выгодно сотрудничество с США. По словам Джефа Голдстейна, спустя два года после того, как Узбекистан потребовал у США закрыть военную базу, расположенную на территории страны, Ташкент стал вновь пытаться восстановить отношения с Белым домом. Во многом это объяснялось тем, что Узбекистан больше не желал сотрудничать лишь только с Россией.

«Стремление Ташкента наладить связи с Вашингтоном было на руку США, - продолжает эксперт, - потому что как раз в тот момент отношения с Пакистаном стали стремительно ухудшаться и встала необходимость искать альтернативные пути доставки грузов в Афганистан».

В то же время в 2012 году Узбекистан получил военную помощь США в размере 100 тысяч долларов в рамках сотрудничества по Северному маршруту, добавляет он.

Эксперты согласились, что власти Узбекистана болезненно реагирует на международную критику внутренней ситуации и иногда идут на уступки. Поэтому США должны продолжать открыто настаивать на том, чтобы Узбекистан делал первые шаги к улучшению ситуации с правами человека.

Другие материалы о событиях в Центральной Азии читайте в рубрике «Центральная Азия»

XS
SM
MD
LG