Линки доступности

Прекращение деятельности USAID в России: мнение экспертов


USAID kusaidia Ethiopia na dola milioni 120
USAID kusaidia Ethiopia na dola milioni 120

Провластные политики считают, что за комментариями нужно обращаться непосредственно в агентство. Правозащитники опасаются усиления изоляции страны

Пока американские организации, действующие в России, подчиняются российским законам, ни о каком прекращении их деятельности речи идти не может. Об этом в среду 19 сентября заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, общаясь с российскими журналистами.

«Как и все иностранные агентства, осуществляющие финансовую поддержку российских НКО, американское USAID должно было подчиняться правовым нормам РФ. До тех пор пока американцы подчиняются этим нормам, никаких решений о прекращении деятельности агентства на нашей территории мы принять, разумеется, не могли», – сказал он.

Информация о том, что агентство США по международному развитию USAID прекращает свою деятельность в России, поступила из официальных источников. Во вторник представитель Госдепартамента Виктория Нуланд сообщила: «США недавно узнали от российского правительства о решении положить конец деятельности USAID в РФ... Мы продолжим работать с нашими партнерами и сотрудниками над тем, чтобы ответственно завершить программы USAID или передать полномочия».

Корреспондент «Голоса Америки» поинтересовалась мнением российских политиков и правозащитников относительно свертывания в стране деятельности агентства США по международному развитию.

Повторение истории с Соросом

Депутат Государственной Думы от фракции «Единая Россия», президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов заметил, что прекращение работы USAID в России связано с законом об «иностранных агентах», и добавил: «Позиция нашего правительства по этому вопросу мне неизвестна. Моя позиция: это их (USAID – А.П.) дело – вести работу или не вести работу».

Член правления международного общества «Мемориал» историк Ян Рачинский назвал решение российских властей о прекращении деятельности USAID «необдуманным и вредным» для страны. «По всей видимости, это следствие шпиономании, охватившей руководство России в последние годы, – замечает эксперт. – И, на мой взгляд, это проявление неблагодарности и неуважения к людям, которые очень много сделали для России».

Рачинский напомнил, что ранее Москва сказала много несправедливых слов в адрес Джорджа Сороса, который, в частности, помог российской науке пережить самые тяжелые времена. А Агентство по международному развитию оказывало финансовую помощь российским гуманитарным проектам и способствовало построению в стране гражданского общества, подчеркивает эксперт. «Одна поддержка программ по борьбе с туберкулезом значила очень много, учитывая состояние дел в этой сфере», – отмечает Ян Рачинский.

«Политика властей направлена на уничтожение гражданского общества»

Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева прокомментировала эту новость так: «Кончено, это очень грустно. Потому что деятельность USAID была очень полезной. Я понимаю, что это произошло под давлением российских властей. Во-вторых, закон об “иностранных агентах” фактически является запретом на получение российскими организациями финансирования из зарубежных фондов».

Правозащитник напомнила также, что в соответствии с этим законом общественные организации, получающие зарубежную финансовую помощь и отказывающиеся регистрироваться как «иностранные агенты», будут закрыты, а их счета будут арестованы. Те же, кто уступит давлению Кремля, и пройдет соответствующую регистрацию, говорит Алексеева, неизбежно потеряют доверие российских граждан в силу насаждаемой властями психологии «осажденной крепости».

Глава МХГ добавляет: «Несомненно, будет отдано распоряжение по всей “вертикали власти”, чтобы чиновники не общались с теми организациями, которые заявили, что они – “иностранные агенты”. И это – не мой домысел, потому что в некоторых регионах подобные распоряжения уже отдаются, не дожидаясь вступления закона в силу». «А как правозащитники смогут работать в условиях запрета на общение с ними представителей власти на всех уровнях?» – задается вопросом Людмила Алексеева.

И заключает, что закон об «иностранных агентах» направлен просто на уничтожение независимых общественных организаций в России. Поэтому USAID теперь «будет помогать становлению гражданского общества в других странах. А наше гражданское общество будет хиреть, естественно».

Исполнительный директор Ассоциации российских некоммерческих организаций в защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова заметила, что информация о прекращении деятельности USAID в России вызывает много вопросов. «Для нас это, конечно, будет большой проблемой, потому что приближаются выборы 14 октября, и у нас была надежда на финансирование USAID, так как в России есть очень мало фондов, которые дают деньги на наблюдение за выборами», – говорит Шибанова.

Ассоциация «Голос» работала с американским Агентством по международному развитию с 2002 года. «Они предоставляли нам гранты на поддержку сети “Голоса”, на поддержку прессы во время наблюдения на выборах. А кампания против зарубежных фондов, финансирующих российские НКО, началась с истерии, устроенной депутатами Госдумы от “Единой России”. Которые прямым текстом неоднократно указывали, что такие организации, как “Голос”, МХГ, Transparency International и так далее, должны быть закрыты. То есть все эти репрессивные механизмы направлены на то, чтобы уничтожить прежде всего активный правозащитный сектор», – полагает исполнительный директор ассоциации «Голос».

«Россия осуществляет “черный поворот”»

Глава общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев убежден, что решение о прекращении деятельности USAID в России принималось под давлением Кремля. В этой связи правозащитник указывает на два момента: «С одной стороны – это конкретный ущерб тем организациям, которые финансировались этим агентством. И главная причина, почему это происходит, это месть таким организациям, как “Голос”, за то, что они помогли гражданским активистам организовать в стране эффективный контроль на выборах – парламентских и президентских. В результате выявилась масса фальсификаций, и стало ясно, что власть в стране нелегитимна».

Лев Пономарев подчеркивает, что ущерб нанесен не только некоммерческим организациям, но и многим тысячам российских граждан. «Ведь USAID помогала во многих регионах социальным организациям, которые уж точно никак не были политизированы», – уточнил исполнительный директор движения «За права человека».

Второй аспект, который подчеркивает в этой связи Лев Пономарев, это «явный сигнал того, что Россия углубляется в изоляцию». «Есть так называемые “левый поворот”, “правый поворот”. Так вот, это, с моей точки зрения, “черный поворот”.

Очень много черносотенцев, которые получают возможность выступать на первом, втором и третьем канале телевидения, а также президент и патриарх, можно сказать, нащупали некую идеологию, которая сводится к простой формуле: изоляция России», – поясняет он.

Пономарев вспоминает высказывания представителей РПЦ о том, что русскому человеку достаточно быть православным, и ему нет никакого дела до конвенций о правах человека, которые России были-де навязаны Западом. «Россия делает первые шаги, чтобы выйти из сообщества демократических стран, и я думаю, что этот процесс будет идти ускоренными темпами.

Потому что еще весной мы думали, что все происходящее – временные меры. Но когда Государственной Думой были приняты законы, ударяющие по гражданскому обществу и по гражданским активистам, стало ясно, что это – надолго», – сказал Лев Пономарев. И заключил, что, судя по последним событиям, власть в России «вынуждена будет смениться. Надеемся, что это будет мирным образом».
XS
SM
MD
LG