Линки доступности

Возможен ли новый трехполярный мир?


Возможен ли новый трехполярный мир?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:03 0:00

Американские эксперты считают, что сближение России и Китая может быть препятствием для внешней политики США

Все больше политологов на Западе приходит к выводу, что современный мир превращается в трехполярный. Имеется в виду доминирование США, Китая и России на международной арене. Более того, в последнее время геополитические интересы Китая и России чаще совпадают и, при этом, входят в конфликт с устремлениями Соединенных Штатов. Должен ли процесс сближения Пекина и Москвы стать предметом озабоченности для Вашингтона? Об этом наш корреспондент Вадим Аленичев побеседовал с американскими политологами.

Россия и Китай, несомненно, укрепляют двусторонние отношения: с 2012 года, когда Си Дзиньпин стал генеральным секретарем ЦК КПК, российский президент Владимир Путин уже четыре раз нанес ему визит. В ходе последней встречи два лидера одобрили или заключили более 30 различных соглашений, от договора о поставках российской нефти в Китай до коммюнике, критикующего возможное размещение американских систем противоракетной обороны в Южной Корее и на Балканском полуострове.

Если вспомнить при этом о политике Кремля на Ближнем Востоке, то неудивительно, что многие эксперты в США задаются вопросом, не становится ли Россия близким союзником Китая в ущерб интересам Соединенных Штатов?

«Россия является важным фактором в международных отношениях, независимо от того, под каким углом вы ее рассматриваете. Политическая система России в данное время отлажена и направлена как раз на то, чтобы играть более весомую международную роль. Я думаю, что эта роль напрямую зависит не столько от размера населения или даже экономики, сколько от намерений и устремлений», – говорит Фиона Хилл из Институт Брукингса.

Как Америка для КНР, так и Китай для Америки – один из двух крупнейших торговых партнеров. Однако, сдвиг в мировых международных процессах привел к тому, что политический аспект вновь, как и в годы «холодной войны», начинает превалировать над всеми остальными. Все три державы активизируют оборонные программы, модернизируя вооружения и проводя масштабные маневры. США делают это в основном в рамках НАТО, Россия и Китай – ищут новых стратегических партнеров.

Политолог Чень Ли из вашингтонского Института Брукингса считает, что в Китайской Народной Республике приобрела популярность так называемая идея «трех царств». Она подразумевает существование трехполярного мира, в котором доминируют США, Китай и Россия. При этом, как отмечает дипломат и эксперт по России Стэплтон Рой, отношения Китая и России сейчас – наилучшие за всю новейшую историю.

Известный вашингтонский политолог Фиона Хилл добавляет к этому, что Россию, из-за ее масштабов, невозможно не принимать в расчет во внешнеполитических вопросах. Ее отношения с США – по-прежнему являются одним из стержней, на которых держится международная политика.

«Россия была значительным игроком на мировой арене в течение столетий, а не только последние десятилетия. Российская империя, до 1917 года, являлась, несомненно, одной из ведущих держав Европы. Ну и, конечно же, отношения США и Советского Союза, которые фактически строились как отношения двух супердержав, влияющих на весь мир. Конкуренция между ними определяла развитие планеты целых полвека после окончания Второй мировой войны», – сказала Хилл.

Что же касается России и Китая, то, хотя они имеют общую границу длиной в 4 тысячи километров, на сегодняшний день до крепкой дружбы – им далеко. Официальный Пекин не поддержал российскую аннексию Крыма, а Москва весьма настороженно относится к росту влияния Китая в Центральной Азии. В то же время, по словам политологов, обе страны рассматривают политику США как сокращающую их стратегическое пространство. В этих условиях, говорят эксперты, любые шаги Вашингтона должны быть хорошо продуманы.

  • 16x9 Image

    Вадим Аленичев

    Журналист, репортер, обозреватель, продюсер; автор и ведущий программ на русскоязычном ТВ и радио; опубликовал более тысячи статей в различных американских изданиях; за свою работу удостоен награды Национальной академии телевизионных искусств США

XS
SM
MD
LG