Линки доступности

Лев Гудков: Коррумпированный, авторитарный режим пытается всеми способами удержать контроль над обществом


Лев Гудков
Лев Гудков

Директора Левада-Центра о тренде антиамериканских настроений в РФ

МОСКВА – В России по-прежнему сильны представления о преимущественно негативном характере отношений между Россией и США. Большая часть населения уверена, что они либо «напряженные» (45%), либо «враждебные» (29%).

Об этом свидетельствуют результаты последних исследований, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады. Кроме того, социологи отмечают, что рост антиамериканских настроений в РФ оказался весьма устойчивым.

«Уверенность в отрицательной роли США в современном мире всегда преобладала среди населения (РФ – "ГА"), но, по сравнению с "доукраинскими" показателями, в настоящий момент она выше: 71% в октябре 2015 года против 50% в сентябре 2013 года», – утверждается на сайте Левада-Центра.

При этом лишь пятая часть респондентов отходит от однозначной оценки США, называя их действия «иногда положительными, иногда отрицательными».

Схожая ситуация с Европейским союзом: 42% опрошенных считают, что у России отношения с ЕС «напряженные», 32% охарактеризовали их как «прохладные».

«Однако доля тех, кто дает оценку "враждебные", ниже практически в 2,5 раза, по сравнению с восприятием США, – уточняют социологи Левада-Центра. – Что неудивительно, учитывая волны "антиамериканских" настроений, фиксируемых неоднократно, в отличие от «антиевропейских» настроений, ранее не достигавших столь высокого уровня негативизма в общественном мнении».

Опрос проведен в начале октября 2015 года среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов РФ. Статистическая погрешность данных исследований не превышает 3,4%.

Прокомментировать итоги опросов Русская служба «Голоса Америки» попросила директора Левада-Центра, доктора философских наук Льва Гудкова.

Виктор Васильев: Лев Дмитриевич, чем, прежде всего, обусловлено негативное отношение россиян к политике, проводимой США?

Лев Гудков: В первую очередь, пропагандой, которая ведется уже несколько лет. Эта тенденция началась с приходом к власти Владимира Путина и особенно усилилась после 2007 года, после его речи в Мюнхене, когда явно был взят курс на противостояние с Западом. Новый импульс она получила после возникновения массового протестного движения (в России) как ответ Кремля на падение поддержки Путина, на рост раздражения, недовольства им, на утрату президентом значительной части своей легитимности, утрату доверия и прочее. Именно тогда, в конце 2012 года, был принят ряд законов, направленных против гражданского общества, оппозиции и свободной прессы.

В.В.: Какова главная цель такой политики?

Л.Г.: Дискредитация всех основных ценностей демократии: свободы слова, свободы информации, независимости суда, правового государства, которые разделяла очень большая часть населения. Это стало первоочередной задачей кремлевской политтехнологии и пропаганды, а усилия по ее реализации достигли какой-то невероятной интенсивности после украинского Майдана. Тогда, во-первых, были подавлены независимые каналы информации, а во-вторых, была развязана действительно чрезвычайно агрессивная и демагогическая пропаганда, которая, в принципе, повторяла старые основные тезисы, но уже применительно к Украине. Одновременно внимание аудитории постарались сфокусировать на угрозе, якобы исходящей от США. Собственно, антиамериканские представления никогда никуда полностью не исчезали, они находились в «спящем» состоянии и сохранялись еще с советских времен. Так что это не случайная вещь и, конечно, сама по себе пропаганда не была бы столь эффективной, если бы в стране постоянно не присутствовал этот «антизападный ассортимент».

В.В.: А чем Запад так насолил россиянам?

Л.Г.: Дело в том, что восприятие Запада нами чрезвычайно двойственно. С одной стороны, Запад – это несколько утопическое воплощение всего того, что хотели бы иметь россияне у себя: свободы передвижения, социальной защищенности, высокого уровня жизни, благосостояния… Но в то же время люди понимают, что при нынешнем режиме это просто невозможно. Поэтому глубокая фрустрация от этого трансформируется в потребность как-то защититься и убрать сам источник привлекательности. Именно с этим и работает пропаганда.

В.В.: Но насколько курс, возводящий антиамериканизм в культ, соответствует государственным интересам России?

Л.Г.: Это соответствует интересам того режима, который представлен, персонифицирован Путиным. Коррумпированный, авторитарный режим пытается всеми способами удержать контроль над обществом, блокируя любые источники информации, любую критику, подавляя оппозицию, независимые организации гражданского общества. Короче, нейтрализуется все, что пытается говорить своим голосом, хочет выразить свое недовольство политикой Кремля.

XS
SM
MD
LG