Линки доступности

Процедура выборов и особенности американского федерализма


Как на уровне штатов готовятся к тому, чтобы процесс голосования на президентских выборах 3 ноября был доступными, законным и безопасным для всех избирателей? Когда станут известны окончательные итоги голосования?

В США президентские выборы-2020 уже называют уникальными в современной истории. И дело не только в пандемии, которая грозит нарушить привычный ход голосования. Сами процедуры выборов оказались на острие общественной дискуссии: голосовать или нет по почте, будут ли эти голоса засчитаны как легитимные, а если бюллетеней по почте будет большое количество, то – когда их закончат подсчитывать?

Главы избирательных комиссий округа Колумбия (г. Вашингтон) и штатов Вирджиния и Северная Каролина рассказали о подготовке к выборам на онлайн-брифинге, проведенном Германским фондом Маршалла Соединенных Штатов (GMF) в понедельник, 12 октября.

Американская система голосования отличается от других стран. В США нет единого закона о процедурах голосования и подсчете голосов, такие законы принимаются на уровне штатов. И они все разные. У такой децентрализации есть свои положительные стороны. Во-первых, легче оперативно вводить изменения и новшества, если в этом есть необходимость, как например, сейчас, во время пандемии. Во-вторых, с точки зрения кибербезопасности, отсутствие единой системы голосования делает невозможным одновременный взлом всей системы.

Крис Пайпер, глава Избирательной комиссии Вирджинии (Chris Piper, Commissioner, Virginia Board of Elections), отметил, что, когда в 2016 году зарубежные хакеры попытались взломать избирательную систему его штата, а также еще 20-ти штатов, их попытки не увенчались успехом. «Учитывая, что у нас задействованы 51 система голосования и существуют 51 автономная база данных избирателей, широкомасштабный срыв национальных выборов практически невозможен». Вирджиния дважды за последние 4 года получала деньги от федерального правительства на усовершенствование систем кибербезопасности. Тем не менее, Крис Пайпер считает, что «киберугрозы никуда не исчезли. Кибератаки становятся все более и более изощренными. Просто мы должны быть на шаг впереди злоумышленников и, мне кажется, у нас это получается.» Глава Избирательной комиссии Вирджинии добавил, что «мы лучше подготовлены, чем в 2016. И самое важное это обмен всеми данными о кибератаках с другими штатами и с федеральными властями.»

Карен Белл, исполнительный директор Избирательной комиссии Северной Каролины (Karen Bell, Executive director, North Carolina Board of Elections) считает, что в ее штате «избирательная система хорошо защищена, благодаря многоступенчатой защите, и речь идет о гораздо более широких мерах, чем просто кибербезопасность. Так, есть возможность в режиме опережения отслеживать, например, всплески необычной и подозрительной активности через веб сайты, IP-адреса социальных сетей, и реагировать в режиме опережения или оперативно решать проблемы».

Карен Белл отметила, что «дезинформация относится к проблемам кибербезопасности. Поэтому Северная Каролина прилагает большие усилия по обучению избирателей как распознавать ложную или неверную информацию и как убедиться, что они обратились в реальную избирательную комиссию своего округа или штата. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда неточная информация или целенаправленная дезинформация появляется в социальных медиа. Тогда мы работаем с этими платформами, чтобы удалить такую информацию.»

В Северной Каролине также постоянно проводится ревизия систем голосования и сертификация используемого программного обеспечения. Так, штат обязал компанию, которая отвечает за системы голосования, разместить залог в 17 миллионов долларов на случай покрытия расходов, если системы дадут сбой. Кроме того, штат потребовал передать исходный код программного обеспечения на условное депонирование (into escrow) местным властям. Все это для того, чтобы гарантировать бесперебойность процесса голосования.

Элис Миллер, исполнительный директор Избирательной комиссии округа Колумбия (г. Вашингтон) (Alice Miller, Executive director, D.C. Board of Elections) отметила, что эти выборы – самые сложные, на которых ей приходилось работать за последние 30 лет. Ко всем трудностям с организацией избирательного процесса, в этом году добавилась эпидемия СOVID-19, и все, что с этим связано. Элис Миллер говорит, что «в первую очередь, наша задача – минимизировать риски заражения людей во время голосования: должны соблюдаться социальная дистанция, все участки должны быть продезинфицированы. Те, кто будут работать на избирательных участках – в группе наибольшего риска. Это волонтеры и, как правило, это – пенсионеры».

Неудивительно, что многие из тех, кто обычно работал на выборах, в этом году отказались. И во многих местах, в том числе в Вашингтоне, возникла проблема с поиском волонтеров. Кроме того, в американской столице некоторые организации, в здании которых прежде размещались участки для голосования, в этом году отказались сотрудничать с избирательной комиссией из-за СOVID-19.

Элис Миллер отметила, что «при голосовании на избирательных участках наличие масок обязательно и их будут раздавать при входе. Но если кто-то отказывается надевать маску, мы не можем таким избирателям отказать в праве проголосовать, и мы продумали процедуру, чтобы эти люди смогут проголосовать снаружи.»

Кроме того, избирательная комиссия американской столицы разослала всем избирателям округа Колумбия бюллетени заочного голосования с оплаченной обратной доставкой. Для тех избирателей, кто не доверяют почте, по всему городу разместили 55 специальных защищенных урн, куда можно опускать бюллетени для заочного голосования. Сделать это можно уже сейчас, и вплоть до восьми вечера 3 ноября. Участки для досрочного голосования откроются в Вашингтоне 27 октября.

В Северной Каролине избирательные бюллетени всем жителям по почте не рассылали, их нужно было специально запрашивать. Тем не менее ожидается, что порядка 30 процентов жителей штата проголосуют заочно по почте. В предыдущие выборы это цифра была не больше пяти процентов. 15 октября в штате открывается досрочное голосование и по предварительным оценкам еще 50 процентов избирателей проголосуют досрочно. Так что те, кто придут на участки в день выборов 3 ноября, окажутся в меньшинстве.

Глава избирательной комиссии Вирджинии Крис Пайпер считает, что «выбор – как голосовать в этом году, можно сравнить с выбором бургера в фастфуде: вариантов много. Как удобно, так и голосуйте, меню позволяет». В этом штате, непосредственно прилегающем к американской столице, у избирателей действительно большой выбор. Из-за эпидемии СOVID-19 в Вирджинии приняли закон, разрешающий всем желающим досрочное голосование в течение 45 дней до выборов. Можно – заочно по почте; можно – опустив бюллетени в специальные ящики; или лично, придя на участок.

Крис Пайпер говорит, что «в Вирджинии уже проголосовали рекордное число избирателей, «полмиллиона человек отправили бюллетени по почте, еще полмиллиона проголосовали лично. То есть четверть всех избирателей, что голосовали в 2016 году, уже cделали свой выбор. А на календаре еще середина октября. Это невероятная активность».

При этом глава Избирательной комиссии Вирджинии настаивает, что мы вряд ли узнаем, кто победил в выборную ночь 3 ноября, из-за беспрецедентного объема голосования по почте. В большинстве штатов, если на конверте будет стоять штамп дня выборов, но бюллетень придет спустя несколько дней, такой бюллетень все равно должен быть засчитан.

Закон в столичном округе Колумбия обязывает засчитывать бюллетени, пришедшие по почте через 10 дней. Элис Миллер, глава избирательной комиссии Вашингтона объяснила, что они уже сейчас делают всю предварительную работу, чтобы справиться с лавиной заочного голосования. Так, в американской столице обязательна процедура подтверждения подписи избирателя, если она не совпадает с его подписью на избирательной карточке. И это занимает много времени. Поэтому все бюллетени проходят такую проверку уже сейчас, по мере поступления. Но обработка этих бюллетеней начнется только после закрытия избирательных участков 3 ноября.

XS
SM
MD
LG