Линки доступности

США предупредили об опасности российских газопроводов


Госдепартамент активизировал кампанию против строительства газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток»

США активизировали кампанию против двух российских трубопроводов, предупредив, что их строительство «усилит доминирование России» на европейских газовых рынках, нанесет ущерб Украине и укрепит влияние Москвы на континенте.

«Мы согласны со многими из наших европейских партнеров в том, что проект “Северный поток – 2” и многоканальный “Турецкий поток” могут усилить доминирование России на газовых рынках Европы, – заявила в четверг официальный представитель Госдепартамента Хизер Нойерт. – Они сократят количество возможностей для диверсификации природных ресурсов, создадут риски для безопасности в и без того напряженном Балтийском регионе и приблизят Россию к цели пошатнуть положение Украины, лишив ее роли транзитной страны при поставках российского газа в Европу, что вызывает у нас особое беспокойство».

Россия уже запустила в эксплуатацию газопровод «Северный поток – 1», протянувшийся от Выборга до немецкого города Грайфсвальд. Это самый длинный подводный трубопровод в мире. Однако из-за санкций ЕС в отношении «Газпрома» задействуется лишь небольшая часть его мощностей.

Трубопровод «Северный поток – 2» планируется проложить под Балтийским морем из России в Германию, в обход нескольких европейских стран-транзитеров. Завершение проекта намечено на 2019 год. В южной Европе Россия планирует построить газопровод «Турецкий поток», от Анапы через Черное море к берегам Турции.

Однако в среду высокопоставленный американский дипломат отверг идею о том, что эти проекты, в особенности «Северный поток – 2», когда-либо действительно будут реализованы.

Выступая с телефонным брифингом для европейских журналистов, заместитель помощника госсекретаря Джон Маккаррик заявил, что власти США «не видят вероятности того, что “Северный поток – 2” может быть построен».

«Мы не предполагаем, что это произойдет», – сказал Маккаррик, работающий в Бюро по энергетическим ресурсам Госдепартамента.

Когда ему начали задавать дальнейшие вопросы, Маккаррик заявил: «Есть ряд причин, почему это не должно произойти… Суть в том, что мы против этого. Мы не считаем, что это случится, так что почему я должен рассматривать какие-либо другие варианты или возможности?»

Ранее в прошлом году США ввели санкции, которые предусматривают штрафные меры в отношении европейских компаний, участвующих в проекте «Северный поток – 2» и других российских энергетических проектах в Европе.

Это противопоставляет позиции США и Германии, которая пока поддерживает проект трубопровода, способного обеспечить поставку 55 миллиардов кубометров газа из России в Германию.

В четверг Госдепартамент активизировал кампанию против проекта.

«Строительство “Северного потока – 2” сосредоточит около 75% импорта российского газа в ЕС на одном маршруте, создав потенциальную контрольную точку, что существенно усилит уязвимость Европы к возможным перебоям с поставками, – заявила Нойерт. – Мы считаем, что эти два проекта позволят “Газпрому” прекратить транзитные поставки через территорию Украины, при этом по-прежнему удовлетворяя спрос в Западной Европе, что пошатнет экономику Украины, лишив ее около 2 миллиардов долларов ежегодного дохода от транзита».

Представитель Госдепартамента также предположила, что Москва сможет манипулировать поставками газа в политических целях.

«Мы уже наблюдали, как в очень холодные зимние месяцы Владимир Путин прекращал энергетические поставки, вызывая увеличение затрат и подчас оставляя людей без отопления, – сказала она. – Мы знаем, что Европа работает над диверсификацией своего энергетического сектора в целом, а также оценивает проекты, которые могут частично подорвать эти усилия».

Российские энергетические проекты, предположительно, будут обсуждаться в ходе визита госсекретаря Рекса Тиллерсона в Европу на следующей неделе.

Комментарий экспертов

Партнер консалтинговой компании RusEnergy, аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин в интервью Русской службе «Голоса Америки» считает, что проекты «Северный проект-2» и «Турецкий поток» на самом деле не нужны Европе. По его убеждению, европейские страны, на которые нацелены эти инфраструктурные проекты, вполне способны обеспечивать себя газом без дополнительного канала получения сырья.

«Мало того, даже если оба проекта все-таки будут построены, то все равно у «Газпрома» останется поток газа через Украину – не меньше 15 млрд кубометров в год, – добавил он. – Это как минимум. На континенте есть страны, которые «Газпрому» просто невозможно обеспечить поставками без украинского транзита. Например, Италию».

По словам аналитика, у «Северного проекта-2» есть сторонники в Германии, Австрии и даже Дании с Бельгией: «Это компании, которые элементарно заинтересованы в лишнем канале получения газа из России, поскольку им не придется ничего платить за инфраструктуру – все делается за счет «Газпрома». То есть, вроде бы и не слишком нужно, но, если предлагают на таких условиях, почему бы не взять».

Михаил Крутихин также напомнил, что «Газпром» уже принял на себя все убытки по «Южному потоку»: «Холдинг начал строить подводящие газопроводы по территории России, заказывать компрессорные станции, устанавливать их без всякого разрешения со стороны Европейской комиссии и членов ЕС. На это потрачено около 19 млрд. евро, не имея на руках никаких гарантий».

По оценкам других экспертов, общие расходы на строительство «Южного потока» на территории РФ составили 13 млрд. евро, а с учетом подготовительных работ в Европе – и все 20 млрд.

Стоимость проектов для российского руководства никакого значения не имеет, считает Михаил Крутихин.

«Если уже поставлена задача – обойти Украину с севера и юга, то эту задачу, невзирая на стоимость, и выполняет «Газпром», который в этом случае, конечно, не является коммерческой организацией. Коммерческая организация должна была бы по максимуму использовать уже имеющиеся газопроводы, которых сейчас достаточно для того, чтобы вдвое увеличить поставки в Европу, хотя перспектив такого увеличения в будущем, как минимум до 2040 года, не предвидится», – резюмировал он.

Вместе с тем аналитик затруднился с прогнозом относительно судьбы «Северного потока-2». На его взгляд, пока перевес скорее за «сторонниками материальной заинтересованности» в Европе, а аргумент ««Газпром» – оружие Кремля» нередко игнорируется.

Ранее свое отношение к газопроводу «Северный поток-2» высказала Еврокомиссия: «Комиссия не видит необходимости в создании новой системы масштаба Nord Stream 2, учитывая наличие уже существующей хорошо развитой импортной инфраструктуры и растущей конкурентоспособности поставок сжиженного природного газа».

В свою очередь, координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников в комментарии Русской службе «Голоса Америки» заметил, что главная проблема российской части «Северного проекта-2» – маршрут, который проходит через Кургальский заказник (Ленинградская область).

«Вот если эту проблему, о которой мы уже год активно говорим, удастся решить, а решить ее можно несколькими способами, то у нас претензий нет, – констатировал он. – Наверное, проект с многомиллиардным бюджетом может себе позволить в этом случае даже строительство туннеля».

С точки зрения Алексея Книжникова, несколько непонятным в этом контексте выглядит предвзятое отношение именно к поставкам российского газа.

«Потому что параллельно рассматриваются, например, поставки природного газа из Норвегии по дну Балтийского моря в Польшу, – пояснил он. – И они почему-то не вызывают больших претензий. Видимо, здесь есть некоторая политическая составляющая».

Что касается влияния, которые оказывают газопроводы на морскую экосистему, то здесь никаких особых проблем не зафиксировано, заключил координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России.

XS
SM
MD
LG